Организация эффективной коррекционной работы в школьном логопункте | Мунческул Анастасия Сергеевна. Работа №351845
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты организации коррекционной работы в школьном логопункте, включая ключевые этапы планирования, проведения занятий и взаимодействия с участниками образовательного процесса. Описаны практические методы и подходы, направленные на успешную реализацию коррекционно-развивающей деятельности, а также предложены примеры упражнений и рекомендаций для повышения ее эффективности.
Ключевые слова: школьный логопункт, коррекционная работа, логопед, речевые нарушения, артикуляционная гимнастика, индивидуальные занятия, развитие речи.
Организация эффективной коррекционной работы
в школьном логопункте
Мунческул Анастасия Сергеевна, учитель-логопед
МБОУ «Сийская СШ № 116» Архангельская область, посёлок Сия
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты организации коррекционной работы в школьном логопункте, включая ключевые этапы планирования, проведения занятий и взаимодействия с участниками образовательного процесса. Описаны практические методы и подходы, направленные на успешную реализацию коррекционно-развивающей деятельности, а также предложены примеры упражнений и рекомендаций для повышения ее эффективности.
Ключевые слова: школьный логопункт, коррекционная работа, логопед, речевые нарушения, артикуляционная гимнастика, индивидуальные занятия, развитие речи.
Работа школьного логопеда требует не только глубоких знаний и навыков, но и умения выстраивать системный подход к организации коррекционного процесса. Школьный логопункт становится важным звеном в образовательной среде, поскольку он обеспечивает детям с речевыми нарушениями возможность устранить проблемы, влияющие на их академическую успеваемость и социальную адаптацию.
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от правильной организации. Первым шагом является диагностика, которая проводится в начале учебного года или при поступлении ребенка в логопункт. Она включает использование тестов для оценки звукового произношения, фонематического слуха, лексико-грамматических навыков, а также письменной речи. Например, для проверки фонематического восприятия логопед может предложить ребенку игру на различение звуков: «Скажи, одинаковые ли слова — „дом“ и „том“?».
На основании диагностики составляется индивидуальная программа работы, где отражены цели, задачи и планируемые результаты. Здесь важно учитывать возраст ребенка, тип речевого нарушения и его уровень развития. Например, если у ребенка наблюдается нарушение произношения звуков [Р] и [Л], логопед включает в программу артикуляционную гимнастику и упражнения на автоматизацию этих звуков в речи.
Организация работы в логопункте подразумевает структурирование времени и пространства. График занятий разрабатывается так, чтобы не нарушать учебный процесс. Оптимальным является проведение индивидуальных или подгрупповых занятий продолжительностью 20–30 минут. Пространство логопункта должно быть оборудовано зеркалом для артикуляционных упражнений, набором карточек, дидактическими материалами, а также современными цифровыми инструментами, такими как интерактивные программы или планшеты.
Коррекционная работа должна быть системной и включать несколько этапов. Первый этап — подготовительный. На этом этапе логопед помогает ребенку освоить необходимые базовые навыки: дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, формирование правильной позы для речи. Пример упражнения: «Надуй щеки и задержи воздух, затем медленно выпусти, словно тушишь свечу».
Второй этап — постановка звуков. Это кропотливая работа, которая требует от логопеда терпения и мастерства. Например, для постановки звука [Р] используется упражнение «Трактор»: ребенок вибрирует языком, повторяя «д-д-д», после чего подключается выдох, чтобы получить звук «р-р-р».
Третий этап — автоматизация. После того как звук поставлен, необходимо закрепить его использование в словах, фразах и связной речи. Здесь эффективны игры: «Назови слова на [Р]» или «Придумай предложение с этими словами».
Заключительный этап — развитие связной речи. Занятия на этом этапе направлены на обучение ребенка последовательному изложению мыслей, расширение словарного запаса и формирование грамматически правильной речи. Например, можно предложить ребенку составить рассказ по картинкам или закончить начатую историю.
Работа логопеда не ограничивается занятиями с ребенком. Важным компонентом является взаимодействие с учителями и родителями. Учителю предоставляются рекомендации по организации речевой среды в классе, а родителям — набор упражнений для домашних занятий. Эффективная коммуникация между логопедом, педагогами и семьей создает условия для комплексного подхода к коррекции речи.
Одним из методов, способствующих вовлечению ребенка, является игровая форма занятий. Игры, такие как «Путешествие слов», «Речевая эстафета» или «Найди ошибку», помогают детям легче справляться с трудностями и сохранять мотивацию. Логопед может использовать сказкотерапию, где ребенок учится не только правильно произносить слова, но и работать с эмоциями, погружаясь в сказочные образы.
Кроме того, современные технологии открывают дополнительные возможности для логопедической работы. Специальные приложения для планшетов, такие как «Звуковая гимнастика» или «Слово за словом», позволяют ребенку тренировать навыки самостоятельно или вместе с родителями.
В заключение, организация эффективной коррекционной работы в школьном логопункте — это сложный, но увлекательный процесс, требующий системного подхода, творческого мышления и постоянного профессионального роста логопеда. Внимание к индивидуальным особенностям ребенка, сотрудничество с его окружением и использование современных методов позволяют достигать впечатляющих результатов в коррекции речевых нарушений.
Список литературы
Анишина Н. Н.
И
спользование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда // The Scientific Heritage.
2018. №27-2 (27).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikativnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda
Ефремова
О. Г.
Структура целостной педагогической деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной школе // КПЖ. 2015.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-tselostnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-uchitelya-logopeda-v-obscheobrazovatelnoy-shkole
Лоза И. С. Работа школьного
логопункта
с детьми с особыми образовательными потребностями // Педагогическая наука и практика.
2022. №3 (37).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-shkolnogo-logopunkta-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami
Шпагина Н
.
Ф. Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда школьного
логопункта
как способ оптимизации системы коррекционно-развивающего обучения // Специальное образование.
2014.
№X. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannoe-rabochee-mesto-uchitelya-logopeda-shkolnogo-logopunkta-kak-sposob-optimizatsii-sistemy-korrektsionno