Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация экологической развивающей среды в современном детском саду | Бурдужа Инна Игоревна. Работа №352226

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость организации экологической развивающей среды в детском саду, которая играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе и развитию экологической культуры. Особое внимание уделено принципам создания экологически чистой и безопасной среды, а также методам, которые могут быть использованы воспитателями для активизации познавательной деятельности детей. В статье также рассматриваются подходы к внедрению экологического воспитания в повседневную практику детского сада через взаимодействие с природой, использование природных материалов и формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: экологическая среда, развивающая среда, экологическое воспитание, детский сад, экологическая культура, воспитатель, природа.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

 

Бурдужа Инна Игоревна, воспитатель

МБДОУ Детский сад "Буратино" п. Горин, Хабаровский край

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость организации экологической развивающей среды в детском саду, которая играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе и развитию экологической культуры. Особое внимание уделено принципам создания экологически чистой и безопасной среды, а также методам, которые могут быть использованы воспитателями для активизации познавательной деятельности детей. В статье также рассматриваются подходы к внедрению экологического воспитания в повседневную практику детского сада через взаимодействие с природой, использование природных материалов и формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: экологическая среда, развивающая среда, экологическое воспитание, детский сад, экологическая культура, воспитатель, природа.

 

В последние годы вопросы экологии становятся все более актуальными, и внимание к экологическому воспитанию детей растет с каждым годом. Особенно важным это становится на этапе дошкольного образования, когда закладываются основы осознанного отношения ребенка к окружающему миру и формируются экологические представления. Экологическая культура, забота о природе и желание сохранить ее для будущих поколений — все это развивается у детей через взаимодействие с природой и активное вовлечение их в экологически ориентированную деятельность.

Одним из важнейших элементов процесса экологического воспитания является создание экологической развивающей среды в детском саду. Это не просто создание природных уголков, но и построение пространства, которое способствует формированию у ребенка устойчивых знаний и навыков, связанных с бережным отношением к природе, уважением к окружающему миру, а также развитию познавательных и речевых навыков.

Экологическая развивающая среда в детском саду должна быть продумана таким образом, чтобы она включала в себя не только элементы, связанные с природой, но и обеспечивала разнообразие образовательных ситуаций, которые будут стимулировать любознательность и интерес у детей. В этой статье будет рассмотрено, как организовать такую среду и какие методы могут быть использованы для эффективного экологического воспитания.

Принципы организации экологической развивающей среды в детском саду

Создание экологически безопасной среды

 

Прежде всего, важным является создание экологически безопасной среды, которая соответствует санитарным нормам и стандартам. Это касается как материалов, используемых в группе (игрушки, мебель, оборудование), так и обеспечения чистоты воздуха, температуры и освещенности. Все элементы развивающей среды должны быть безопасными и не содержать вредных химических веществ. Это дает детям возможность не только активно познавать мир, но и чувствовать себя в нем безопасно.

Использование природных материалов и растений

 

Очень важно использовать в образовательной среде натуральные материалы: дерево, камень, стекло, глину, песок. Природные материалы помогают детям развивать свои тактильные ощущения и учат бережно относиться к природе. Также в группах могут быть организованы «зеленые уголки», где дети ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом и учат их ценить. Это не

только развивает у детей чувство ответственности, но и служит наглядным примером того, как важен уход за живыми существами.

Интерактивные элементы для изучения природы

 

Создание возможностей для активного познания природы — важный аспект в организации экологической развивающей среды. Это могут быть мини-огороды, аквариумы с рыбой, птичьи кормушки, а также аквариумы для выращивания растений. Такая среда стимулирует детей к изучению окружающего мира, развитию наблюдательности и научных интересов. Дети могут не только ухаживать за растениями или животными, но и проводить простые эксперименты, например, измерять рост растения, учитывать изменение температуры и влажности и т.д.

Внедрение экологических принципов в повседневную деятельность

 

Экологическая развивающая среда не ограничивается только внешними атрибутами, такими как растения и материалы. Важно, чтобы экологическое воспитание было интегрировано во все виды деятельности в детском саду: в занятия по рисованию, музыке, литературе, в утренники и праздники. Например, в процессе рисования можно использовать только натуральные, экологически чистые краски, а в ходе занятий по литературе — читать детям произведения, посвященные природе и животным.

Создание условий для экологического поведения и устойчивых привычек

 

Ключевым аспектом в экологическом воспитании является формирование у детей правильных экологических привычек: умение не мусорить, сортировать отходы, экономить воду и электричество, заботиться о природе и животных. В детском саду могут проводиться тематические недели, посвященные охране окружающей среды, уроки по раздельному сбору мусора, а также организация экологических акций и мероприятий, в которых дети участвуют с радостью и интересом.

Воспитатель играет ключевую роль в организации экологической развивающей среды в детском саду. Он не только создает условия для изучения природы и экологического воспитания, но и выступает как проводник этих знаний и ценностей для детей. Рассмотрим несколько аспектов работы воспитателя в рамках экологической среды:

Воспитатель должен интегрировать экологическую тематику в различные виды деятельности детей, включая занятия по рисованию, лепке, музыкальные и физкультурные занятия. Например, дети могут рисовать картины с изображением природы, а затем обсуждать, как важно сохранять этот мир. В музее или «экологическом уголке» можно организовать выставки поделок из природных материалов, чтобы дети научились использовать природу для творчества и при этом бережно относиться к ней.

Игры являются важным инструментом экологического воспитания. Воспитатель может организовывать ролевые игры, в которых дети будут примерять на себя роли «лесников», «садоводов», «пчеловодов». Такие игры позволяют детям не только развивать социальные навыки, но и осознавать свою роль в защите природы, заботе о животных и растениях. Игры на тему «сортировка мусора», «помоги лесу», «сделай сад красивым» способствуют формированию у детей экологической ответственности.

Воспитатель активно вовлекает детей в процесс создания экологической среды: вместе с детьми высаживает растения, ухаживает за ними, проводит уборку и посадку новых деревьев на территории детского сада. Это не только укрепляет у детей чувство ответственности за природу, но и дает возможность напрямую участвовать в процессе создания экологически чистого пространства.

Одним из эффективных методов является организация наблюдений за изменениями в природе. Воспитатель может с детьми наблюдать за ростом растений, изменениями погоды, поведением животных в разных сезонах. Такие занятия стимулируют у детей интерес к природе и развивают навыки наблюдения и анализа.

Примерные методы работы воспитателя по экологическому воспитанию

Чтение экологической литературы

 

Обсуждение с детьми экологических проблем, чтение книг и стихов о природе помогает развивать не только речь, но и эколого-ориентированное мышление. Важно, чтобы дети через рассказы, сказки и книги осознавали важность защиты природы и ее ресурсов.

Экологические проекты

 

Организация проектов по озеленению, уходу за животными и птицами, сбору мусора или помощи в лесу помогает детям учиться работать в коллективе, а также применять знания о природе на практике.

Тематические дни и недели экологии

 

Проведение экологических праздников, выставок и конкурсов помогает детям лучше осознавать значимость экологии в жизни человека и учит заботиться о планете.

В заключение можно отметить, что организация экологической развивающей среды в современном детском саду является важной составляющей воспитательной работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе. Важнейшую роль в этом процессе играет воспитатель, который через разнообразные методы, игры и активное взаимодействие с природой создает условия для развития экологической культуры детей. Экологическое воспитание способствует не только развитию познавательной активности и речи, но и формированию у детей важнейших ценностей, таких как уважение к окружающему миру и забота о сохранении природы.

 

Список литературы

Байгалина

Н. В., Жарикова Г. И.

Биоархитектурные

композиции на территории детского

сада./

/Справочник воспитателя. – 201

9

.–

№ 8.– С. 40-45.

Белая К. Ю. Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста. //Справочник воспитателя. – 201

9

.–

№ 6.– С. 6-8.

Белая К. Ю. Методические рекомендации по проведению

тематических

прогулок

-развлечений. //Справочник воспитателя. – 201

9

.–

№ 1.– С. 8-21.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×