Организация экологической развивающей среды в современном детском саду | Бурдужа Инна Игоревна. Работа №352226
Аннотация. В статье рассматривается значимость организации экологической развивающей среды в детском саду, которая играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе и развитию экологической культуры. Особое внимание уделено принципам создания экологически чистой и безопасной среды, а также методам, которые могут быть использованы воспитателями для активизации познавательной деятельности детей. В статье также рассматриваются подходы к внедрению экологического воспитания в повседневную практику детского сада через взаимодействие с природой, использование природных материалов и формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: экологическая среда, развивающая среда, экологическое воспитание, детский сад, экологическая культура, воспитатель, природа.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ
Бурдужа Инна Игоревна, воспитатель
МБДОУ Детский сад "Буратино" п. Горин, Хабаровский край
Аннотация. В статье рассматривается значимость организации экологической развивающей среды в детском саду, которая играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе и развитию экологической культуры. Особое внимание уделено принципам создания экологически чистой и безопасной среды, а также методам, которые могут быть использованы воспитателями для активизации познавательной деятельности детей. В статье также рассматриваются подходы к внедрению экологического воспитания в повседневную практику детского сада через взаимодействие с природой, использование природных материалов и формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: экологическая среда, развивающая среда, экологическое воспитание, детский сад, экологическая культура, воспитатель, природа.
В последние годы вопросы экологии становятся все более актуальными, и внимание к экологическому воспитанию детей растет с каждым годом. Особенно важным это становится на этапе дошкольного образования, когда закладываются основы осознанного отношения ребенка к окружающему миру и формируются экологические представления. Экологическая культура, забота о природе и желание сохранить ее для будущих поколений — все это развивается у детей через взаимодействие с природой и активное вовлечение их в экологически ориентированную деятельность.
Одним из важнейших элементов процесса экологического воспитания является создание экологической развивающей среды в детском саду. Это не просто создание природных уголков, но и построение пространства, которое способствует формированию у ребенка устойчивых знаний и навыков, связанных с бережным отношением к природе, уважением к окружающему миру, а также развитию познавательных и речевых навыков.
Экологическая развивающая среда в детском саду должна быть продумана таким образом, чтобы она включала в себя не только элементы, связанные с природой, но и обеспечивала разнообразие образовательных ситуаций, которые будут стимулировать любознательность и интерес у детей. В этой статье будет рассмотрено, как организовать такую среду и какие методы могут быть использованы для эффективного экологического воспитания.
Принципы организации экологической развивающей среды в детском саду
Создание экологически безопасной среды
Прежде всего, важным является создание экологически безопасной среды, которая соответствует санитарным нормам и стандартам. Это касается как материалов, используемых в группе (игрушки, мебель, оборудование), так и обеспечения чистоты воздуха, температуры и освещенности. Все элементы развивающей среды должны быть безопасными и не содержать вредных химических веществ. Это дает детям возможность не только активно познавать мир, но и чувствовать себя в нем безопасно.
Использование природных материалов и растений
Очень важно использовать в образовательной среде натуральные материалы: дерево, камень, стекло, глину, песок. Природные материалы помогают детям развивать свои тактильные ощущения и учат бережно относиться к природе. Также в группах могут быть организованы «зеленые уголки», где дети ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом и учат их ценить. Это не
только развивает у детей чувство ответственности, но и служит наглядным примером того, как важен уход за живыми существами.
Интерактивные элементы для изучения природы
Создание возможностей для активного познания природы — важный аспект в организации экологической развивающей среды. Это могут быть мини-огороды, аквариумы с рыбой, птичьи кормушки, а также аквариумы для выращивания растений. Такая среда стимулирует детей к изучению окружающего мира, развитию наблюдательности и научных интересов. Дети могут не только ухаживать за растениями или животными, но и проводить простые эксперименты, например, измерять рост растения, учитывать изменение температуры и влажности и т.д.
Внедрение экологических принципов в повседневную деятельность
Экологическая развивающая среда не ограничивается только внешними атрибутами, такими как растения и материалы. Важно, чтобы экологическое воспитание было интегрировано во все виды деятельности в детском саду: в занятия по рисованию, музыке, литературе, в утренники и праздники. Например, в процессе рисования можно использовать только натуральные, экологически чистые краски, а в ходе занятий по литературе — читать детям произведения, посвященные природе и животным.
Создание условий для экологического поведения и устойчивых привычек
Ключевым аспектом в экологическом воспитании является формирование у детей правильных экологических привычек: умение не мусорить, сортировать отходы, экономить воду и электричество, заботиться о природе и животных. В детском саду могут проводиться тематические недели, посвященные охране окружающей среды, уроки по раздельному сбору мусора, а также организация экологических акций и мероприятий, в которых дети участвуют с радостью и интересом.
Воспитатель играет ключевую роль в организации экологической развивающей среды в детском саду. Он не только создает условия для изучения природы и экологического воспитания, но и выступает как проводник этих знаний и ценностей для детей. Рассмотрим несколько аспектов работы воспитателя в рамках экологической среды:
Воспитатель должен интегрировать экологическую тематику в различные виды деятельности детей, включая занятия по рисованию, лепке, музыкальные и физкультурные занятия. Например, дети могут рисовать картины с изображением природы, а затем обсуждать, как важно сохранять этот мир. В музее или «экологическом уголке» можно организовать выставки поделок из природных материалов, чтобы дети научились использовать природу для творчества и при этом бережно относиться к ней.
Игры являются важным инструментом экологического воспитания. Воспитатель может организовывать ролевые игры, в которых дети будут примерять на себя роли «лесников», «садоводов», «пчеловодов». Такие игры позволяют детям не только развивать социальные навыки, но и осознавать свою роль в защите природы, заботе о животных и растениях. Игры на тему «сортировка мусора», «помоги лесу», «сделай сад красивым» способствуют формированию у детей экологической ответственности.
Воспитатель активно вовлекает детей в процесс создания экологической среды: вместе с детьми высаживает растения, ухаживает за ними, проводит уборку и посадку новых деревьев на территории детского сада. Это не только укрепляет у детей чувство ответственности за природу, но и дает возможность напрямую участвовать в процессе создания экологически чистого пространства.
Одним из эффективных методов является организация наблюдений за изменениями в природе. Воспитатель может с детьми наблюдать за ростом растений, изменениями погоды, поведением животных в разных сезонах. Такие занятия стимулируют у детей интерес к природе и развивают навыки наблюдения и анализа.
Примерные методы работы воспитателя по экологическому воспитанию
Чтение экологической литературы
Обсуждение с детьми экологических проблем, чтение книг и стихов о природе помогает развивать не только речь, но и эколого-ориентированное мышление. Важно, чтобы дети через рассказы, сказки и книги осознавали важность защиты природы и ее ресурсов.
Экологические проекты
Организация проектов по озеленению, уходу за животными и птицами, сбору мусора или помощи в лесу помогает детям учиться работать в коллективе, а также применять знания о природе на практике.
Тематические дни и недели экологии
Проведение экологических праздников, выставок и конкурсов помогает детям лучше осознавать значимость экологии в жизни человека и учит заботиться о планете.
В заключение можно отметить, что организация экологической развивающей среды в современном детском саду является важной составляющей воспитательной работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе. Важнейшую роль в этом процессе играет воспитатель, который через разнообразные методы, игры и активное взаимодействие с природой создает условия для развития экологической культуры детей. Экологическое воспитание способствует не только развитию познавательной активности и речи, но и формированию у детей важнейших ценностей, таких как уважение к окружающему миру и забота о сохранении природы.
Список литературы
Байгалина
Н. В., Жарикова Г. И.
Биоархитектурные
композиции на территории детского
сада./
/Справочник воспитателя. – 201
9
.–
№ 8.– С. 40-45.
Белая К. Ю. Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста. //Справочник воспитателя. – 201
9
.–
№ 6.– С. 6-8.
Белая К. Ю. Методические рекомендации по проведению
тематических
прогулок
-развлечений. //Справочник воспитателя. – 201
9
.–
№ 1.– С. 8-21.