Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе | Нужных Ольга Геннадьевна. Работа №252750

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нужных Ольга Геннадьевна
Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Поэтому, работая с детьми, нужно способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Организация экспериментальной деятельности

в младшей группе

 

Ребенок-дошкольник является исследователем, проявляет живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, к элементарному экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Большое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей младшего возраста, важное значение здесь имеет создание условий для экспериментальной деятельности. Поэтому работу лучше начинать с построения предметно-развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр-экспериментов, разработки перспективных планов по экспериментальной деятельности, картотеки игр – экспериментов, а так же с подбора литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей. В процессе организации и наблюдения за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию, согласно тематическому плану разрабатывается цикл занятий и картотека опытов.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. На родительских собраниях важно убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Для родителей можно провести консультации о роли экспериментирования в жизни детей, посоветовать родителям «Какие опыты можно провести дома». Создать фотовыставку детской экспериментальной деятельности; провести родительское собрание (с представлением итогов работы с детьми в группе, а родители могут рассказать о своих впечатлениях). Таким образом, для выполнения поставленных задач будут объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Для развития познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования можно поставить такие задачи:

- сформировать представления о свойствах и качествах предметного мира;

- углублять представления о живой и неживой природе;

- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности.

При создании развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе можно создать уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.

Составить картотеку опытов и экспериментов на год можно по следующим разделам: свойства воды; воздух и его свойства; свойства бумаги, например:

Эксперименты с водой
Тема: «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком
Тема: «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки?  Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног?

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом
Тема: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит?  Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит?  Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с бумагой
Тема: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? ). Почему?  Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло?  Почему бумага не утонула?

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Поэтому, работая с детьми, нужно способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×