Организация и проведение познавательных экскурсий для детей младшего возраста | Стрежнева Анна Сергеевна. Работа №349916
Аннотация. В статье рассматриваются методы организации и проведения познавательных экскурсий для детей младшего возраста. Описаны этапы планирования, выбор тем и объектов для посещения, а также подходы, которые помогают сделать экскурсии интересными и развивающими. Приведены примеры игр и заданий, которые могут сопровождать экскурсию, способствуя развитию познавательной активности и обогащению знаний детей о мире.
Ключевые слова: экскурсия, дети младшего возраста, познавательная активность, организация, обучение, развитие, игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Стрежнева Анна Сергеевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N20 «Одуванчик»
Аннотация. В статье рассматриваются методы организации и проведения познавательных экскурсий для детей младшего возраста. Описаны этапы планирования, выбор тем и объектов для посещения, а также подходы, которые помогают сделать экскурсии интересными и развивающими. Приведены примеры игр и заданий, которые могут сопровождать экскурсию, способствуя развитию познавательной активности и обогащению знаний детей о мире.
Ключевые слова: экскурсия, дети младшего возраста, познавательная активность, организация, обучение, развитие, игры.
Познавательные экскурсии играют важную роль в развитии детей младшего возраста, помогая им расширить кругозор, узнать новое об окружающем мире и развить познавательную активность. Экскурсии дают детям возможность наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, а также лучше понимать взаимосвязи в природе и обществе. Организация экскурсий для детей младшего возраста требует тщательного планирования и выбора тем, которые будут интересны и доступны для понимания. Важно, чтобы воспитатели поддерживали активное участие детей, делая экскурсии интерактивными и увлекательными.
Выбор темы и объектов для экскурсии — это первый шаг к организации успешного мероприятия. Для детей младшего возраста темы должны быть связаны с повседневной жизнью и знакомыми объектами, например «Природа вокруг нас», «Животные на ферме», «Растения в парке» или «Профессии людей». Важно выбирать такие места, где дети могут безопасно передвигаться и наблюдать за объектами с близкого расстояния. Например, прогулка в городском парке, посещение фермы или экскурсия по окрестностям детского сада позволят детям увидеть живую природу, животных или труд взрослых, что вызовет у них интерес и желание узнать больше.
Подготовка детей к экскурсии помогает создать интерес и вовлечённость ещё до её начала. Воспитатель может заранее рассказать детям о том, что они увидят, обсудить основные моменты и предложить задания для наблюдения. Например, если планируется экскурсия в парк, воспитатель может рассказать о деревьях, которые дети увидят, и предложить им найти, например, «самое высокое дерево» или «самый большой лист». Подготовка к экскурсии развивает любознательность, учит детей задавать вопросы и подготавливает их к активному восприятию информации.
Интерактивные задания во время экскурсии помогают детям лучше усваивать информацию и делают процесс обучения более увлекательным. Воспитатель может предложить детям найти определённые объекты или выполнить задания, связанные с наблюдением. Например, во время экскурсии в парк дети могут искать разные виды листьев или наблюдать за поведением птиц. Такие задания стимулируют внимание, учат детей быть наблюдательными и помогают формировать ассоциации между увиденным и услышанным. Интерактивные задания делают экскурсию динамичной и развивают познавательные навыки детей.
Использование игровых элементов делает экскурсию более интересной и стимулирует детей к участию. Воспитатель может превратить экскурсию в квест или игру, в которой дети будут отгадывать загадки или выполнять задания по пути. Например, на экскурсии по ферме можно предложить детям угадать, какие звуки издают разные животные, или устроить «охоту за следами», где дети будут искать следы животных. Игровые элементы делают экскурсию увлекательной, поддерживают интерес детей и способствуют лучшему запоминанию информации.
Обсуждение и обобщение результатов экскурсии по возвращении помогает детям осмыслить полученные впечатления и закрепить новые знания. Воспитатель может провести беседу, в которой дети поделятся своими впечатлениями, расскажут, что они узнали нового, и обсудят свои наблюдения. Например, можно предложить детям нарисовать то, что они увидели на экскурсии, или создать коллективную картину на тему «Природа вокруг нас». Это помогает детям не только закрепить знания, но и развивать коммуникативные навыки, учит их формулировать свои мысли и высказываться в группе.
Фотографирование и сбор природных материалов на экскурсии помогают детям сохранить воспоминания и использовать их в дальнейшей учебной деятельности. Воспитатель может предложить детям собрать листья, камешки или засушить растения, чтобы потом использовать их на занятиях по природоведению или искусству. Фотографии с экскурсии также можно использовать для создания альбома или стенда, на котором будут размещены изображения и рисунки детей. Это помогает детям ощущать связь между экскурсиями и учебной деятельностью, создаёт положительные эмоции и мотивацию для дальнейшего участия в подобных мероприятиях.
Создание атмосферного рассказа и использование выразительных описаний во время экскурсии оживляет восприятие и привлекает внимание детей. Важно, чтобы воспитатель описывал объекты не только с фактической точки зрения, но и добавлял элементы воображения и выразительности. Например, при описании деревьев можно сказать, что «эти деревья словно смотрят в небо и приветствуют солнце», а при встрече с животными — придумать для них истории. Это стимулирует воображение детей и делает экскурсию более захватывающей, помогает им лучше запомнить увиденное и развивает ассоциативное мышление.
Активное вовлечение детей в процесс наблюдения помогает им почувствовать себя участниками экскурсии, а не просто наблюдателями. Воспитатель может задавать детям вопросы, предлагать им делать предположения и сравнивать объекты. Например, можно спросить детей, почему листья на деревьях разные по форме или как можно определить возраст дерева. Вовлечение детей в процесс обучения помогает им развивать критическое мышление и делает экскурсию значимой для них, стимулируя интерес к изучению мира.
На основании проведенной работы можно предположить, что познавательные экскурсии для детей младшего возраста — это не только возможность увидеть что-то новое, но и способ развивать у них любознательность, внимание и навыки наблюдения. Выбор интересных и доступных для понимания тем, подготовка интерактивных заданий, использование игр и обсуждений помогают детям лучше усваивать материал и создают положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Важно, чтобы воспитатели уделяли внимание каждому этапу экскурсии, поддерживая познавательный интерес и помогая детям расширять кругозор.
Список литературы
Зиновенко, О. А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. А. Зиновенко, О. В. Новосельцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 535-537.
2. Кирюханцев К.А. "Экскурсия — важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду". Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015.