Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация и проведение внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности | Петровская Наталья Алексеевна. Работа №345582

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты организации и проведения внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности (БЖД) в образовательных учреждениях. Воспитание культуры безопасности у детей является важной задачей, так как от этого зависят их здоровье и жизнь. Описаны методы формирования у детей знаний и навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В статье приведены примеры успешных внеурочных мероприятий, ориентированных на развитие у детей навыков безопасного поведения, а также даны практические рекомендации для воспитателей по их планированию и реализации.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, воспитание, внеурочные мероприятия, дошкольное образование, безопасное поведение, дети, воспитатель.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Петровская Наталья Алексеевна, воспитатель МКУ СРЦН "ДОВЕРИЕ" г. Киселевск

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты организации и проведения внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности (БЖД) в образовательных учреждениях. Воспитание культуры безопасности у детей является важной задачей, так как от этого зависят их здоровье и жизнь. Описаны методы формирования у детей знаний и навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В статье приведены примеры успешных внеурочных мероприятий, ориентированных на развитие у детей навыков безопасного поведения, а также даны практические рекомендации для воспитателей по их планированию и реализации.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, воспитание, внеурочные мероприятия, дошкольное образование, безопасное поведение, дети, воспитатель.

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) детей — одна из важнейших составляющих образовательного процесса, особенно в дошкольных и начальных школьных учреждениях. Обучение навыкам безопасного поведения закладывает основы ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих. В современных условиях организация внеурочных мероприятий по БЖД приобретает особое значение, так как позволяет детям в непринужденной обстановке закрепить важные знания и практические навыки.

Обучение безопасности жизнедеятельности — это систематическое усвоение детьми знаний и навыков, которые помогают им правильно реагировать на опасные ситуации. В условиях стремительно меняющегося мира, где дети сталкиваются с различными рисками — как в быту, так и в общественной жизни, обучение БЖД становится неотъемлемой частью образовательного процесса.

Основные задачи, которые решаются через мероприятия по БЖД:

1. Формирование у детей представлений о потенциальных опасностях и правилах их предотвращения.

2. Развитие навыков самостоятельного и осознанного поведения в опасных ситуациях.

3. Обучение навыкам оказания первой помощи при необходимости.

4. Формирование ответственности за безопасность окружающих.

В рамках образовательного процесса, внеурочные мероприятия занимают особое место, так как позволяют в игровой и практической форме закрепить усвоенные на занятиях знания.

Организация мероприятий по тематике безопасности требует четкого планирования и учета возрастных особенностей детей. Для достижения максимальной эффективности важно правильно подбирать методы и формы работы, которые будут интересны детям и соответствовать их уровню развития.

Планирование внеурочных мероприятий должно строиться на следующих принципах:

1. Системность и последовательность. Мероприятия должны быть связаны между собой и учитывать логику формирования знаний и умений. Начинать стоит с базовых понятий о безопасности, постепенно усложняя задания и ситуации.

2. Доступность информации. Важно учитывать возрастные особенности детей: информация должна быть понятной, не перегруженной терминами и сложными для восприятия фактами. Материал должен подаваться в легкой и увлекательной форме, чтобы дети с интересом воспринимали его.

3. Игровой подход. Воспитание через игру — эффективный метод обучения дошкольников. Включение в мероприятия элементов ролевых игр, викторин, конкурсов помогает закрепить знания в непринужденной форме.

4. Практическая направленность. Важнейшей частью мероприятий должна стать практика. Детям необходимо не только рассказывать о правилах безопасности, но и учить их применять эти правила на практике.

5. Интеграция с другими дисциплинами. Внеурочные мероприятия по безопасности жизнедеятельности могут быть интегрированы в другие образовательные области, такие как физическая культура, окружающий мир, изобразительное искусство.

В зависимости от целей и возрастной группы воспитанников, формы проведения мероприятий могут варьироваться. Важно чередовать различные формы для поддержания интереса детей и их активного участия в мероприятиях.

1. Игровые занятия и квесты. Организация интерактивных игр и квестов позволяет в увлекательной форме закрепить знания о правилах безопасного поведения. Например, можно организовать квест «Спасатели», где дети будут искать и оказывать помощь «пострадавшим» в опасных ситуациях.

2. Тематические беседы и уроки. В ходе таких мероприятий дети могут обсудить различные аспекты безопасности: как правильно переходить дорогу, что делать в случае пожара, как вести себя при встрече с незнакомцем. Беседы важно сопровождать наглядными материалами и примерами из реальной жизни.

3. Практические тренировки. Один из наиболее эффективных способов обучения — это тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях. Это могут быть эвакуационные учения, отработка навыков использования средств первой помощи или изучение алгоритмов действий при различных чрезвычайных ситуациях.

4. Конкурсы и викторины. Проведение конкурсов на знание правил безопасности способствует закреплению материала в игровой форме. Например, викторины по теме «Правила дорожного движения» могут включать задания на узнавание дорожных знаков, моделирование дорожных ситуаций.

5. Мультимедийные уроки. Использование современных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации, обучающие видеоролики и интерактивные приложения помогают детям лучше усваивать информацию.

Примеры мероприятий по безопасности жизнедеятельности

1. «Школа безопасности». Это серия занятий, направленных на обучение детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях: на дороге, в лесу, дома. В рамках мероприятия можно организовать конкурсы на знание правил поведения, игры на закрепление навыков, ролевые ситуации.

2. «Один день с пожарным». Воспитатель может пригласить пожарного для проведения мастер-класса. В ходе мероприятия дети узнают о работе пожарных, познакомятся с основными правилами поведения при пожаре, научатся правильно действовать в случае задымления или возгорания.

3. «Светофор и дорожные знаки». Цель этого мероприятия — познакомить детей с основными правилами дорожного движения. Можно организовать ролевую игру, где дети будут изображать пешеходов и водителей, отрабатывая безопасные сценарии поведения на дороге.

4. «Опасности дома и на улице». В рамках этого мероприятия воспитатель может провести с детьми беседу о бытовых опасностях: что делать, если потерялся, как действовать, если сломалась дверь в квартире, и другие реальные ситуации.

Методика проведения мероприятий по безопасности

Правильная методика проведения занятий и мероприятий по безопасности жизнедеятельности — залог успешного усвоения материала детьми.

Этапы проведения мероприятий

1. Подготовительный этап. Воспитателю необходимо четко спланировать мероприятие: определить цели, задачи, формы работы, подготовить необходимый материал. Также важно учитывать уровень подготовки детей и их возрастные особенности.

2. Основной этап. Здесь важно, чтобы мероприятие проходило в активной и интересной форме. Дети должны быть вовлечены в процесс обучения через игру, задания, обсуждения и практические действия.

3. Заключительный этап. В конце мероприятия воспитатель должен подвести итоги, закрепить ключевые моменты и повторить основные правила. Можно организовать небольшую рефлексию, где дети поделятся своими впечатлениями и тем, что они узнали нового.

Вовлечение детей в процесс

Для того чтобы дети активно включались в мероприятие и лучше усваивали материал, важно использовать разнообразные приемы:

1. Ролевая игра. Дети охотно принимают участие в играх, где могут примерить на себя роль спасателей, врачей, полицейских или пожарных. Это помогает им на практике осваивать необходимые навыки и знания.

2. Наглядные материалы. Использование картинок, схем, плакатов, видеороликов помогает детям лучше понять сложные темы.

3. Вопросы и обсуждения. Важно задавать детям вопросы и давать им возможность обсудить ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это помогает развивать у детей аналитические способности и критическое мышление.

4. Практические задания. Дети лучше запоминают материал, если они могут его применить на практике. Например, упражнения по оказанию первой помощи или действиям при пожаре позволяют закрепить теоретические знания.

Воспитатель играет ключевую роль в формировании у детей культуры безопасного поведения. Он должен не только обучать детей правилам безопасности, но и показывать своим примером, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях.

В работе с детьми важно учитывать их возрастные и психологические особенности. Дошкольники отличаются любознательностью, они склонны к подражанию взрослым, поэтому воспитатель должен подавать пример безопасного поведения и объяснять, почему те или иные действия важны.

Организация мероприятий по безопасности должна включать и работу с родителями. Воспитатели могут проводить родительские собрания, где объясняют важность формирования культуры безопасности у детей, дают рекомендации по обучению безопасному поведению в домашних условиях.

В заключение можно отметить, что организация и проведение внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности — это важный компонент образовательного процесса, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения. Внеурочные мероприятия дают возможность в игровой и практической форме закрепить знания и умения, что повышает их эффективность. Воспитатель должен внимательно подходить к планированию и проведению таких мероприятий, учитывая возрастные особенности детей и создавая условия для их активного участия.

 

Список литературы

 

1.Акимова, Л. А.  Здоровьесберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

2.Акимова, Л. А.  Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях : учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

3.Яковлева, Е. С. Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ / Е. С. Яковлева. —Текст:непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 99-103.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X