Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в ДОУ | Софико Отаровна Бальцер. Работа №303728
Сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).
Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличиеразнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения с взрослым, развитием самостоятельности детей.
Игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки т.п. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.
По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом.
Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре 1-2 малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.
На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.).
Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия с ним на того, кто действует, то естьна человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек
и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».
Игра повторяется, естественно, привлекая внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее:«Лена твоя дочка заболела? Веди ее в больницу; Я доктор. Полечу ее».Процедура «лечения» может, повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу.
Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Вася, давай, как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашиваетдетей: «Кто хочет быть доктором? Вася! Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».
Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.
Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале 2-3 детей, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир ездит в ней; врач лечит больного, а парикмахер стрижет маму и т.п. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.
Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада является:
1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль: мамы, врача, шофера и т.п. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направленно также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновение сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это - способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
Основные моменты сюжетно ролевой игры:
1. Выбор игры
2. Педагогическая разработка плана игры
3. Ознакомление с планом игры
4. Создание воображаемой ситуации
5. Распределение ролей
6. Начало игры
7. Сохранение игровой ситуации:
а) взрослый задает тон игры
б) педагог обыгрывает любое дело
в) в ход игры могут включаться развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами
г) при длительной игре, могут организовываться соревнования между небольшими группами играющих
8. Завершение игры
Использованная литература:
1. «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста»
Н.В. Краснощекова, серия «Школа развития», изд. Феникс 2008г.