Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста ☼ | Беспалова Ирина Васильевна. Работа №268712
Автор: Беспалова Ирина Васильевна
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Игра - один из видов человеческой деятельности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, вступает как ведущая деятельность.
Организация игровой деятельности детей в течение дня зависит от календарного плана на неделю. Педагог выбирает и проводит наиболее соответствующие образовательной работе игры текущего дня в ходе реализации образовательной работы (сюжетно — дидактические), или сразу после нее, так как разворачиваются на том же материале, другие распределяются во времени в течении дня.Можно предложить следующий подход к распределению игр и занятий:
Утро: организуются сюжетные игры по инициативе детей, педагог наблюдает за самостоятельными играми, отмечая, кому нужна помощь, включается в игры, помогая плохо играющим детям (парные игры или малыми подгруппами).
Организованная деятельность: проводятся предметно- или сюжетно- дидактические и театрализованные игры, включенные в содержание занятий, а также небольшие разыгрывания- импровизации, основанные на материале проводимых занятий, по завершении собственно образовательной работы.
Прогулка: организуются наблюдения в природе, после которых педагог проводит подвижные игры (одну- две, разучиваются новые или повторяются уже знакомые детям. Затем им могут быть предложены подходящие по тематике игры- экспериментирования или народные (по одной за прогулку в любой из дней недели, педагог самостоятельно решает, когда их целесообразнее организовать, остальное время отводится под сюжетные игры по инициативе детей и подвижные или традиционные, которые дети организуют самостоятельно. Не нужно регламентировать выбор детьми сюжетных или подвижных (традиционных) игр, поскольку здесь проявляются их индивидуальные предпочтения.
Вечер: сначала (до получаса) педагог организует игры с желающими детьми (в один день — дидактические, в другой — народные, театрализованные или подходящие по тематике экспериментирования и т,д). Если ребенок не идет играть сам, то не следует его насильно привлекать к другим играм, но нужно быть готовым к тому, что по ходу деятельности он может заинтересоваться и подключиться сам. Далее начинается время для свободной деятельности детей. Кто-то играет в сюжетные игры, кто-то выбирает другие виды деятельности- рисование, занятия с дидактическими игрушками. Педагог следит за тем, чтобы не было детей «скучающих», мешающих другим (предлагает им занятия и игры, а потом наблюдает и при необходимости с согласия детей подключается к их индивидуальным или групповым играм, содержательно обогащая их.
Педагог, составляя план работы, как правило, подбирает подвижные игры в большем количестве, чем реально можно успеть проиграть в течение недели, так как неизвестно, какие именно понравятся детям. Если педагог 1-2 раза провел игру и заметил, что дети не заинтересованы ею, то в ближайшее время не стоит её повторять. Возможно, к ней стоит вернуться через месяц или же вовсе отказаться в пользу других игр. Каждый педагог выбирает игры в зависимости от собственных предпочтений, склонностей, ориентируясь на особенности и интересы детей. Объективно нет игр «худших» или «лучших». Иногда более простая по своим возможностям игра, которую приняли и начали развивать сами дети, может дать им намного больше, чем потенциально более сложная, но разыгрываемая формально. Следует учитывать, что в младшем дошкольном возрасте утомляемость детей выше, поэтому перегружать их физически и эмоционально (даже положительными эмоциями) в течение дня нельзя.
Рассмотрим на примере планирования воспитателем первой недели нового учебного года выбор примерного перечня игр для детей ясельной группы.
Обогащение детского опыта. На первой неделе воспитатели помогают детям входить в общий ритм жизни после летнего отдыха, решают основную задачу - обеспечение эмоционального комфорта детей.
Переход к ежедневному посещению детского сада дается нелегко. Одним необходимо помочь адаптироваться, пережить расставание с мамой, с домом, познакомить с новыми детьми, воспитателями, показать игрушки. Другим достаточно напомнить знакомые игры и игрушки и показать новые. Средством поддержания интереса детей к детскому саду и вовлечения их в разные виды деятельности станут знакомые и любимые игрушки малышей - мяч и кубики.
Художественная литераmура: стихотворения про игрушки, взаимоотношения детей. детский сад (Г Лагздынь, А. Барто, С. Маршака, Я. Тайца, О. Высотской и др.
Сюжетные игры. В группе и на участке дети должны быть обеспечены игровым материалом.
Предметно-игровая среда должна отвечать психолого-педагогическим критериям и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Игрушки должны соответствовать возрасту, интересам, физическим и психологическим возможностям. Для детей 3 лет необходимо достаточное количество сюжетных игрушек (животных, кукол, условных по своему образу и выразительных по художественному решению. Доминирование реалистичных игрушек нежелательно. Технические игрушки (машинки и пр.) также должны быть простыми по образу и при этом функциональными (колеса крутятся, в кузов можно погрузить кубики, в кабину посадить небольшую фигурку-игрушку; излишнее количество деталей и функций нежелательно). Необходимо достаточное количество игровых атрибутов, соразмерных как куклам,так и детям: мебель, посуда, наборы инструментов для знакомых профессий (парикмахера, врача, продавца) и пр. В свободном доступе должны быть строительные материалы; в обязательном порядке - разных размеров неоформленные (бросовые) материалы (брусочки. пробочки. пластиковые баночки, коробочки. лоскутки и пр.). Особое внимание следует уделить уголку ряжения: там не нужны Сюжетные детализированные костюмы, но необходимы легко надевающиеся самими детьми атрибуты (шапочки, накидки. халатики, платки и т. п., разных размеров кусочки тканей.
Важно предусмотреть наличие достаточного количества однородных игрушек: дети этого возраста склонны подражать друг другу, и игрушка в руках соседа часто вызывает повышенный интерес. Особенно это относится к тем игрушкам, которые использовались на занятии. а потом включались педагогом и детьми в тематическую игру.
Многие дети, особенно впервые пришедшие в детский сад, еще не готовы к совместным играм, боятся и сторонятся сверстников. предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны. Целесообразно предоставить им возможность играть в одиночку, обеспечить привлекательными игрушками, разрешить взять из дома свою куклу или мишку.
Игры-экспериментирования. Для игр-экспериментирований на этой неделе детям подойдут разные мячи: большие и маленькие, обычные и надувные небольшого размера, можно предложить для самостоятельной деятельности и игры соксы и каучуковые мячики-прыгуны (подобрать не тяжелые, которые не прыгают высоко. Кроме того, воспитателю следует быть готовым, что игры-экспериментирования на этой неделе могут возникать у детей спонтанно как результат освоения нового пространства, опробования его новых возможностей. Если педагог замечает, что кто-то из детей открывает и закрывает свой шкафчик или выдвигает-задвигает ящик стола, пробует подтянуться на полках шкафчика и т. п., то не следует реагировать одинаково безличным «Хватит баловаться'». Лучше дать ребенку возможность действовать самостоятельно там, где это безопасно, поддержать его инициативу и интерес и, разумеется, категорически пресечь недопустимые действия, мягко ему объяснив, почему это не следует делать, предложить другое занятие.
Дидактические игры. В течение первой недели необходимо регулярно проводить игры, направленные на знакомство детей друг с другом, стремиться, чтобы они запомнили имена сверстников, различали их в разной одежде.Для этого целесообразно проводить игры на следующие темы: «Здравствуйте, дети», «Приходим в гости к кукле Маше», «Познакомимся с игрушками» и т. п. Детей, приходящих в группу, встречает какая-нибудь привлекательная игрушка (кукла, медвежонок, Петрушка и г. д., радуется их приходу, спрашивает, как кого зовут, показывает детям (особенно новичкам, где что расположено в игровом помещении.
Дети могут прийти «в гости» в игровой уголок (небольшими подгруппами, «познакомиться» с игрушками (называя свои имена, показать свою игрушку, если принесли ее из дома.
Дидактическая сюжетная игра «Поможем кукле Маше одеться» помогает «домашним» детям приобретать необходимые навыки.
Сюжетно-дидактические игры организуются на занятиях по развитию речи, формированию математических представлений, конструированию и др.
Педагог знакомит детей с уголком, где хранятся дидактические игрушки. Там находятся знакомые детям пирамидки. матрешки, вкладыши, шнуровки, простые кубики с картинками. В первые недели можно выставить наиболее яркие, привлекательные, но несложные по принципу действия игрушки, которые могут привлечь внимание ребенка, занять его на какое-то время, тем самым облегчив процесс адаптации.
Традиционные (народные) игры. Хороводная игра «Каравай» проводится каждый раз, когда в группе есть именинник. В первую неделю сентября можно поздравить тех детей. чей день рождения был летом. Проводится хороводная игра «Кто у нас хороший».
Подвижные игры. На начало учебного года лучше начать с игр-знакомств,например «Мяч по кругу». На этой неделе организуются игры «Листья и ветер», «Пузырь», “Паровозик”, игры и игровые упражнения «Догоните меня», «Солнышко и дождик», «Догоню- догоню» и занятия по физкультуре
Театрализованные игры. На этой неделе театрализованная игра должна быть большей частью представлена «живой» говорящей игрушкой в руках педагога (Петрушка, мишка, зайчик, образ не имеет значения). Она общается с детьми, встречает и провожает их, шутит с ними, попадает в забавные ситуации. Например, во время умывания игрушка неаккуратно «помыла руки» и забрызгалась или села есть за игрушечный столик из игрушечной тарелки «понарошковый» суп и облилась им. Педагог объясняет игрушке какие-то правила, уточняет, как делать нельзя, просит детей научить игрушку, подсказать ей, и таким образом дети активнее усваивают для кого-то новые нормы, порядки, правила.
Так же, как и при организации подобных «постановочных сценок" для детей ясельного возраста, педагог не должен прятаться, стараться говорить незаметно и Т. П. Достаточно просто говорить чуть измененным (в соответствии с образом персонажа) голосом; либо персонаж сообщает "на ушко" воспитателю. Как правило, дети воспринимают это как само собой разумеющееся. Подобная позиция педагога обнаруживает для детей игровую ситуацию во всей ее полноте и целостности: конечно, кукла не умеет разговаривать, за нее всегда говорит кто-то, это понарошку, потому что это игра.
Ознакомление с разными мячиками, предложения изобразить, как прыгают мячики, и игра «Девочки и мальчики прыгают, как мячики» создадут у детей радостный веселый настрой, будут формировать желание “перевоплощаться" ,стремление участвовать в разыгрываниях «покажи, как.».