Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация исследовательского обучения на уроках окружающего мира | Олюшина Оксана Сергеевна. Работа №336087

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения. Алгоритм учебного исследования состоит из нескольких этапов. Современный учитель использует в своей работе инновационные образовательные технологии, методы и методические приёмы, способствующие развитию у обучающихся самостоятельного добывания новых знаний. Примениние на уроках медиоресурсов способствует повышению эффективности учебной деятельности, повышению мотивации к обучению, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся.

 В качестве примера использования технологий медиообразования при изучении окружающего мира в 3 классе представим модель урока изучения нового материала по теме "Что такое почва?"

Организация исследовательского обучения на уроках окружающего мира

 

 

Олюшина Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 30 г. Кирова

Повышение эффективности образовательной деятельности является одной из актуальных проблем современного образования. Условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.

Благоприятную почву для организации исследовательского обучения дает содержание учебного предмета окружающий мир. Необходимо понимать, что планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир » в 3 классе предполагают достижение таких предметных результатов, как освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого  материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. При этом, необходимо помнить алгоритм учебного исследования. Он состоит из следующих этапов: 1. Изучение информации. 2. Постановка проблемного вопроса. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Проверка гипотезы (провести эксперимент). 5. Формулировка выводов. 6. Обобщение и применение новых знаний.

Все это требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, способствующих развитию у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Так как наиболее значительные изменения происходят в информационной сфере, поэтому использование элементов технологии медиаобразования, как аспекта обучения, очень актуально. Использование на уроках медиаресурсов способствует, во-первых, повышению эффективности учебной деятельности за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; во-вторых, повышению мотивации к учению за счет мультимедийных эффектов; в – третьих, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся.

В качестве примера использования технологий медиаобразования при изучении окружающего мира в 3 классе представим модель урока изучения нового материала по теме «Что такое почва?».

 

1

2

Тема

Что такое почва?

Дидактическая цель

Способствовать достижению планируемых результатов обучения в процессе изучения новой учебной информации о свойствах почвы средствами технологии исследовательского обучения с использованием медиаресурсов.

Планируе-мые результаты

1.Предметные: исследовать с помощью опытов свойства,состав почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; планировать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Метапредметные. Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов (научно-познавательной); анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами, понимать содержание текста, интерпретировать смысл.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основные понятия

Почва, гипотеза, почвоведение, плодородие.

Межпред- метные связи

Русский язык: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения.

Средства обучения

 

1.Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях/ А.А. Плешаков. - М., Просвещение.

2.Презентация PowerPoint с видео-фрагментами, карточки с домашним заданием; листы-инструкции. Медиаресурсы: Что такое почва, опыты: https://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A ; Подземное царство: http://музей-почвоведения.рф/podzemnoe_tsarstvo/

 

2

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Деятельность

ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых

приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

 

Мето

ды обучения

Фор

ма деятель

ности

Методические приемы

Средства обуче

ния

 

 

 

Предметные

УУД

1.Оргмомент

 

частично - поисковый

 

фронталь

ная

«Нео

быч

ный вход урок»

учебник

стр.

67- 68

 

 

 

Читают (слушают) статью учебника и отвечают на вопрос учителя, определяя тему урока.

Организует ситуацию решения учебной задачи по изучению содержания текста учебника.

Мы начинаем урок окружающего мира. Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.

-Урок мы начинаем с чтения странички для любознательных в учебнике. Это рассказ об ученом, который за свою научную деятельность получил 8 медалей и орденов. Прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: О каком ученом идет речь в статье? Как вы думаете, за какие научные исследования ученый получил 8 медалей и орденов? Ответы: (1.Речь идет о русском ученом - Василии Васильевиче Докучаеве. 2. Этот ученый создал науку о почвах - почвоведение. Он учил, как правильно возделывать почву, как сохранять её от разрушения).

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Познаватель

ные: выделять существенную информацию из литературы разных типов

(научно-познава-тельной)

2. Целепола

гание и мотивация

частично - поисковый

Фронталь

ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эвристическая бесе

да

текст учебника +

информация на доске

 

 

Слушают учителя. Участвуют формулировании темы, цели урока

Создаёт ситуацию постановки учебной задачи и управляет действиями обучающихся при формулировании цели урока.

-Как вы считаете, почему в начале урока речь зашла об этом ученом? (Речь зашла об этом ученом, потому что на уроке мы будем изучать почву, тема урока «Почва»). -Назовите тему урока, («Что такое почва?»). Мы узнали об ученом, который организовал очень серьезную работу по изучению почвы.

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а исследователи, которые будут изучать состав и свойства почвы. Нам необходимо провести исследование почвы и понять, в чем особенности состава и свойств почвы как особого природного образования. Прочитайте цель урока. Цель урока: проведение исследования состава и свойств(почвы). -На какие вопросы нам надо ответить, чтобы достичь цели урока? (Что такое почва, состав почвы).

Планиро

вать, учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа

ции.

Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятель

Но и уточнённую учителем.

3. Актуализа

ция зна

ний и уме

ний.

 

 

объяснительно- ил

люстративный

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

прос

той оп

рос

 

 

 

 

 

учеб-ник

Стр. 64.

Листы инструкции

Слайд 2.

Отвечают на вопросы учителя: воспроизво

дят в памяти изученный материал и выявляют свои затруднения, недостаточ

ность знаний о почве и об этапах исследования

Организует ситуацию решения учебной задачи с применением ранее полученных знаний и управляет действиями обучающихся при её решении через систему вопросов.

- Для успешного проведения исследования, необходимо вспомнить, что такое почва, в чем ее особенность и как проводится исследование

Рассмотрите рисунок на стр. 64 и назовите животных, которые живут в почве. Какое значение имеет почва для животных и растений.

-Что такое почва? (Это верхний плодородный слой земли).

Почва, как и воздух, вода – это природные объекты, которые исследовались и до сих пор исследуются учеными. Давайте подумаем, а как учёные проводят исследования?

Прочитайте план исследования. Как провести учебное исследование.

1.Изучить информацию. 2.Постановка проблемного вопроса.

3.Выдвижение гипотезы. 4.Проверка гипотезы (провести эксперимент).

5. Сформулировать выводы. 6. Обобщение и применение новых знаний.

 

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.

Познаватель

ные: анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков.

3

 

4.Первич

ное усвое

ние ново

го мате

риала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ис

сле

до

ва

тель

ский

фронтальная

инст

рук

ции

листы- инструкции.

 

Слайд 3.

Видео фрагмент «Почва»

Слайд 4, 5, 6, 7, 8.

 

Слайд 9.

Листы- инструкции.

Решают

учебно- практическую задачу: проводят исследование состава и свойств почвы.

 

 

Инициирует, направляет и регулирует действия обучающихся при решении учебной задачи: демонстрирует опыты, организует обсуждение результатов исследования.

 

 

 

А сейчас мы переходим к очень серьезной и ответственной работе: проведению научного исследования.

1.Изучите информацию. Прочитайте, что такое почва и определите её главное свойство. (Почва - это верхний плодородный слой земли. Её главное свойство плодородие).

2.Постановка проблемного вопроса: Почему почва плодородна?

3.Выдвижение гипотезы: Ответьте на вопрос: Почему почва плодородна? Ваши ответы-предположения называются гипотезами.

-Предположим, что в почве есть то, что необходимо растениям для роста и развития (вода, воздух, питательные вещества.)

4.Проверка гипотезы. Проверить гипотезу можно с помощью экспериментов, которые нам поможет провести инопланетянин с неизвестной планеты. Он исследует планету Земля. Просмотрите эксперименты.

(Значит…Какой можно сделать вывод?) Гипотезу проверили, к какому выводу пришли? Подтвердилась ли наша гипотеза?

Прочитайте, что доказали эксперименты (пункт 4, лист-инструкции)

5.Какие выводы мы можем сделать по итогам нашего исследования. Мы сделали 5 выводов. Мы не знаем, какие выводы сделал инопланетянин. Нам надо понять: совпали ли наши выводы с выводами инопланетянина. Внимание на экран! Совпали ли выводы? (Прочитайте вывод в инструкции).

6.В ходе исследования мы получили новые знания о составе почвы. А где эти знания мы можем применить?

Исследо

вать с помощью опытов свойства, состав почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе

Регулятивные: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Познаватель

ные:

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 

5.Осоз

нание и осмыс

ление учеб

ного материала

 

частично – поиско

вый

 

 

фронтальная

 

 

 

парная

 

«выборочное чтение»,

Беседа

 

текст учебника с. 68

 

 

 

Листы

 

Читают текст учебника на стр. 68, формулируют рекомендации по охране почвы.

Организует ситуацию решения учебной задачи и управляет действиями обучающихся при её решении через систему вопросов, раскрывающих содержание темы.

Полученные знания мы можем применять не только для объяснения процессов которые происходят в природе, но для того, что научиться правильно и бережно относиться к природе к почве.

Прочитайте еще раз текст учебника и составьте рекомендации по сохранению почвы. Работаем в парах. (Найдите в тексте рекомендации. Выпишите рекомендации. Прочитайте вслух рекомендации.)

1. Возделывать почву и сажать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения нельзя. Нужна смена растений, иначе почва истощается.

2. Не вырубать леса, из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы.

3. Не надо вспахивать почву на больших пространствах, от этого могут быть пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.

 

 

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком

 

Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов.

Познаватель

ные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл.

 

6.Первичное применение

учебного материала

Частично - поисковый

фронтальная

«виртуальная экскурсия»

видеофрагмент

 

 

Слайд 10.

Участвуют в решении учебно- познавательной задачи: составляют вопросы для сотрудника музея почвоведения

Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями обучающихся при обсуждении вопросов и ответов обучающихся.

Но Василий Васильевич Докучаев не только исследовал почву. По его инициативе был создан музей почвоведения в Санкт- Петербурге. Этот музей существует и по сей день. Там создана комната, которая называется «Подземное царство».

Сейчас мы отправляемся туда в месте с ученицей одной из школ Санкт – Петербурга. Просмотрите видео фрагмент «Подземное царство» и подумайте над вопросом. Если бы вы оказались на месте школьницы, какой вопрос вы бы задали сотруднику музея – почвоведения.

Дискуссия по составленным вопросам.

Обнаружи

вать взаимосвязи в природе.

Коммуникативные: вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; строить монологическое высказывание.

4

 

7.Информация о домашнем задании

частично - поисковый

индивидуальная

три уровня домашне

го зада

ния

слайд 11.

 

Карточка с д/з.

Записывают д/з и выполняют домашнее задание согласно требованиям (дома)

Инициирует, направляет и действия обучающихся на выполнение самостоятельной учебно – практической задачи.

Выполните задания:

1. Учебник с. 64-67 прочитать, ответить на вопросы № 1, 2

(Запомнить, что такое почва, какой состав имеет почва).

2. Учебник с. 64-67 прочитать, ответить на вопросы № 3, 4

(Уметь пояснять, доказывать).

3. Составь план учебного исследования почвы сада или дачи.

Исследовать с помощью опытов свойства ,состав почвы, планировать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

8 Рефлексия.

 

Объяснительно - иллюстративный

фронтальная

Опрос- итон

Листы - опоры

Участвуют в диалоге с учителем и определяют перспективы решения учебно- практической задачи.

Организует рефлексивную ситуацию и инициирует деятельность учеников при осмыслении выполнения домашнего задания.

Выполните небольшой тест – опрос.

Проанализируйте ответы.

Закончите предложения:

На уроке я узнал(а)…

Теперь я понял…

На уроке я научился……

.

 

Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов.

 

 

 

Дидактические материалы к уроку

Листы инструкции

 

Как провести учебное исследование.

Алгоритм исследования

1.Изучить информацию.

 

Почва - это верхний плодородный слой земли.

Её главное свойство плодородие

2.Постановка проблемного вопроса.

 

Почему почва___________________?

3.Выдвижение гипотезы.

 

Почве есть то, что необходимо растениям для роста и развития: ____________, _______________, минеральные соли, питательные вещества .

4.Проверка гипотезы (провести эксперимент).

4.В ходе проведенных опытов выяснили, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

5.Сформулировать выводы.

 

5. На основании проведенного эксперимента можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась (не подтвердилась).

6.Обобщение и применение новых знаний

6. Эти знания мы можем использовать для объяснения процессов происходящих в природе.

 

Физкультминутка

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали

Вырос тоненький росток.

Он и строен, и высок,

И другие распустились,

Дружно так зашевелились.

Налетел весёлый ветер

И раскачивает ветки

5

 

 

Список литературы

 

1.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

2.Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.

3.Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.

4.Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2011.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×