Организация исследовательского обучения на уроках окружающего мира | Олюшина Оксана Сергеевна. Работа №336087
Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения. Алгоритм учебного исследования состоит из нескольких этапов. Современный учитель использует в своей работе инновационные образовательные технологии, методы и методические приёмы, способствующие развитию у обучающихся самостоятельного добывания новых знаний. Примениние на уроках медиоресурсов способствует повышению эффективности учебной деятельности, повышению мотивации к обучению, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся.
В качестве примера использования технологий медиообразования при изучении окружающего мира в 3 классе представим модель урока изучения нового материала по теме "Что такое почва?"
Организация исследовательского обучения на уроках окружающего мира
Олюшина Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 30 г. Кирова
Повышение эффективности образовательной деятельности является одной из актуальных проблем современного образования. Условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.
Благоприятную почву для организации исследовательского обучения дает содержание учебного предмета окружающий мир. Необходимо понимать, что планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир » в 3 классе предполагают достижение таких предметных результатов, как освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. При этом, необходимо помнить алгоритм учебного исследования. Он состоит из следующих этапов: 1. Изучение информации. 2. Постановка проблемного вопроса. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Проверка гипотезы (провести эксперимент). 5. Формулировка выводов. 6. Обобщение и применение новых знаний.
Все это требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, способствующих развитию у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Так как наиболее значительные изменения происходят в информационной сфере, поэтому использование элементов технологии медиаобразования, как аспекта обучения, очень актуально. Использование на уроках медиаресурсов способствует, во-первых, повышению эффективности учебной деятельности за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; во-вторых, повышению мотивации к учению за счет мультимедийных эффектов; в – третьих, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся.
В качестве примера использования технологий медиаобразования при изучении окружающего мира в 3 классе представим модель урока изучения нового материала по теме «Что такое почва?».
1
2
Тема
Что такое почва?
Дидактическая цель
Способствовать достижению планируемых результатов обучения в процессе изучения новой учебной информации о свойствах почвы средствами технологии исследовательского обучения с использованием медиаресурсов.
Планируе-мые результаты
1.Предметные: исследовать с помощью опытов свойства,состав почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; планировать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Метапредметные. Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов (научно-познавательной); анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами, понимать содержание текста, интерпретировать смысл.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные понятия
Почва, гипотеза, почвоведение, плодородие.
Межпред- метные связи
Русский язык: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения.
Средства обучения
1.Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях/ А.А. Плешаков. - М., Просвещение.
2.Презентация PowerPoint с видео-фрагментами, карточки с домашним заданием; листы-инструкции. Медиаресурсы: Что такое почва, опыты: https://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A ; Подземное царство: http://музей-почвоведения.рф/podzemnoe_tsarstvo/
2
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Деятельность
ученика
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Мето
ды обучения
Фор
ма деятель
ности
Методические приемы
Средства обуче
ния
Предметные
УУД
1.Оргмомент
частично - поисковый
фронталь
ная
«Нео
быч
ный вход урок»
учебник
стр.
67- 68
Читают (слушают) статью учебника и отвечают на вопрос учителя, определяя тему урока.
Организует ситуацию решения учебной задачи по изучению содержания текста учебника.
Мы начинаем урок окружающего мира. Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.
-Урок мы начинаем с чтения странички для любознательных в учебнике. Это рассказ об ученом, который за свою научную деятельность получил 8 медалей и орденов. Прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: О каком ученом идет речь в статье? Как вы думаете, за какие научные исследования ученый получил 8 медалей и орденов? Ответы: (1.Речь идет о русском ученом - Василии Васильевиче Докучаеве. 2. Этот ученый создал науку о почвах - почвоведение. Он учил, как правильно возделывать почву, как сохранять её от разрушения).
Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
Познаватель
ные: выделять существенную информацию из литературы разных типов
(научно-познава-тельной)
2. Целепола
гание и мотивация
частично - поисковый
Фронталь
ная
эвристическая бесе
да
текст учебника +
информация на доске
Слушают учителя. Участвуют формулировании темы, цели урока
Создаёт ситуацию постановки учебной задачи и управляет действиями обучающихся при формулировании цели урока.
-Как вы считаете, почему в начале урока речь зашла об этом ученом? (Речь зашла об этом ученом, потому что на уроке мы будем изучать почву, тема урока «Почва»). -Назовите тему урока, («Что такое почва?»). Мы узнали об ученом, который организовал очень серьезную работу по изучению почвы.
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а исследователи, которые будут изучать состав и свойства почвы. Нам необходимо провести исследование почвы и понять, в чем особенности состава и свойств почвы как особого природного образования. Прочитайте цель урока. Цель урока: проведение исследования состава и свойств(почвы). -На какие вопросы нам надо ответить, чтобы достичь цели урока? (Что такое почва, состав почвы).
Планиро
вать, учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа
ции.
Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятель
Но и уточнённую учителем.
3. Актуализа
ция зна
ний и уме
ний.
объяснительно- ил
люстративный
фронтальная
прос
той оп
рос
учеб-ник
Стр. 64.
Листы инструкции
Слайд 2.
Отвечают на вопросы учителя: воспроизво
дят в памяти изученный материал и выявляют свои затруднения, недостаточ
ность знаний о почве и об этапах исследования
Организует ситуацию решения учебной задачи с применением ранее полученных знаний и управляет действиями обучающихся при её решении через систему вопросов.
- Для успешного проведения исследования, необходимо вспомнить, что такое почва, в чем ее особенность и как проводится исследование
Рассмотрите рисунок на стр. 64 и назовите животных, которые живут в почве. Какое значение имеет почва для животных и растений.
-Что такое почва? (Это верхний плодородный слой земли).
Почва, как и воздух, вода – это природные объекты, которые исследовались и до сих пор исследуются учеными. Давайте подумаем, а как учёные проводят исследования?
Прочитайте план исследования. Как провести учебное исследование.
1.Изучить информацию. 2.Постановка проблемного вопроса.
3.Выдвижение гипотезы. 4.Проверка гипотезы (провести эксперимент).
5. Сформулировать выводы. 6. Обобщение и применение новых знаний.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
Познаватель
ные: анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков.
3
4.Первич
ное усвое
ние ново
го мате
риала
ис
сле
до
ва
тель
ский
фронтальная
инст
рук
ции
листы- инструкции.
Слайд 3.
Видео фрагмент «Почва»
Слайд 4, 5, 6, 7, 8.
Слайд 9.
Листы- инструкции.
Решают
учебно- практическую задачу: проводят исследование состава и свойств почвы.
Инициирует, направляет и регулирует действия обучающихся при решении учебной задачи: демонстрирует опыты, организует обсуждение результатов исследования.
А сейчас мы переходим к очень серьезной и ответственной работе: проведению научного исследования.
1.Изучите информацию. Прочитайте, что такое почва и определите её главное свойство. (Почва - это верхний плодородный слой земли. Её главное свойство плодородие).
2.Постановка проблемного вопроса: Почему почва плодородна?
3.Выдвижение гипотезы: Ответьте на вопрос: Почему почва плодородна? Ваши ответы-предположения называются гипотезами.
-Предположим, что в почве есть то, что необходимо растениям для роста и развития (вода, воздух, питательные вещества.)
4.Проверка гипотезы. Проверить гипотезу можно с помощью экспериментов, которые нам поможет провести инопланетянин с неизвестной планеты. Он исследует планету Земля. Просмотрите эксперименты.
(Значит…Какой можно сделать вывод?) Гипотезу проверили, к какому выводу пришли? Подтвердилась ли наша гипотеза?
Прочитайте, что доказали эксперименты (пункт 4, лист-инструкции)
5.Какие выводы мы можем сделать по итогам нашего исследования. Мы сделали 5 выводов. Мы не знаем, какие выводы сделал инопланетянин. Нам надо понять: совпали ли наши выводы с выводами инопланетянина. Внимание на экран! Совпали ли выводы? (Прочитайте вывод в инструкции).
6.В ходе исследования мы получили новые знания о составе почвы. А где эти знания мы можем применить?
Исследо
вать с помощью опытов свойства, состав почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе
Регулятивные: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Познаватель
ные:
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
5.Осоз
нание и осмыс
ление учеб
ного материала
частично – поиско
вый
фронтальная
парная
«выборочное чтение»,
Беседа
текст учебника с. 68
Листы
Читают текст учебника на стр. 68, формулируют рекомендации по охране почвы.
Организует ситуацию решения учебной задачи и управляет действиями обучающихся при её решении через систему вопросов, раскрывающих содержание темы.
Полученные знания мы можем применять не только для объяснения процессов которые происходят в природе, но для того, что научиться правильно и бережно относиться к природе к почве.
Прочитайте еще раз текст учебника и составьте рекомендации по сохранению почвы. Работаем в парах. (Найдите в тексте рекомендации. Выпишите рекомендации. Прочитайте вслух рекомендации.)
1. Возделывать почву и сажать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения нельзя. Нужна смена растений, иначе почва истощается.
2. Не вырубать леса, из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы.
3. Не надо вспахивать почву на больших пространствах, от этого могут быть пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.
Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов.
Познаватель
ные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл.
6.Первичное применение
учебного материала
Частично - поисковый
фронтальная
«виртуальная экскурсия»
видеофрагмент
Слайд 10.
Участвуют в решении учебно- познавательной задачи: составляют вопросы для сотрудника музея почвоведения
Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями обучающихся при обсуждении вопросов и ответов обучающихся.
Но Василий Васильевич Докучаев не только исследовал почву. По его инициативе был создан музей почвоведения в Санкт- Петербурге. Этот музей существует и по сей день. Там создана комната, которая называется «Подземное царство».
Сейчас мы отправляемся туда в месте с ученицей одной из школ Санкт – Петербурга. Просмотрите видео фрагмент «Подземное царство» и подумайте над вопросом. Если бы вы оказались на месте школьницы, какой вопрос вы бы задали сотруднику музея – почвоведения.
Дискуссия по составленным вопросам.
Обнаружи
вать взаимосвязи в природе.
Коммуникативные: вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; строить монологическое высказывание.
4
7.Информация о домашнем задании
частично - поисковый
индивидуальная
три уровня домашне
го зада
ния
слайд 11.
Карточка с д/з.
Записывают д/з и выполняют домашнее задание согласно требованиям (дома)
Инициирует, направляет и действия обучающихся на выполнение самостоятельной учебно – практической задачи.
Выполните задания:
1. Учебник с. 64-67 прочитать, ответить на вопросы № 1, 2
(Запомнить, что такое почва, какой состав имеет почва).
2. Учебник с. 64-67 прочитать, ответить на вопросы № 3, 4
(Уметь пояснять, доказывать).
3. Составь план учебного исследования почвы сада или дачи.
Исследовать с помощью опытов свойства ,состав почвы, планировать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
8 Рефлексия.
Объяснительно - иллюстративный
фронтальная
Опрос- итон
Листы - опоры
Участвуют в диалоге с учителем и определяют перспективы решения учебно- практической задачи.
Организует рефлексивную ситуацию и инициирует деятельность учеников при осмыслении выполнения домашнего задания.
Выполните небольшой тест – опрос.
Проанализируйте ответы.
Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)…
Теперь я понял…
На уроке я научился……
.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов.
Дидактические материалы к уроку
Листы инструкции
Как провести учебное исследование.
Алгоритм исследования
1.Изучить информацию.
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Её главное свойство плодородие
2.Постановка проблемного вопроса.
Почему почва___________________?
3.Выдвижение гипотезы.
Почве есть то, что необходимо растениям для роста и развития: ____________, _______________, минеральные соли, питательные вещества .
4.Проверка гипотезы (провести эксперимент).
4.В ходе проведенных опытов выяснили, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
5.Сформулировать выводы.
5. На основании проведенного эксперимента можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась (не подтвердилась).
6.Обобщение и применение новых знаний
6. Эти знания мы можем использовать для объяснения процессов происходящих в природе.
Физкультминутка
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали
Вырос тоненький росток.
Он и строен, и высок,
И другие распустились,
Дружно так зашевелились.
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки
5
Список литературы
1.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
2.Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.
3.Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
4.Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2011.