Организация исследовательской деятельности при изучении "Окружающего мира" | Долгова Елена Андреевна. Работа №338875
Аннотация. Статья подчеркивает важность организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы при изучении предмета "Окружающий мир". Автор объясняет, как такая деятельность способствует развитию познавательных способностей, логического мышления, творческих навыков и исследовательской активности у младших школьников. В статье также описываются различные методы исследовательской работы (наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование), а также роль учителя в организации такой деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная способность, методы исследования, эксперимент.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Долгова Елена Андреевна, учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа № 129 Советского района Волгограда»
Аннотация. Статья подчеркивает важность организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы при изучении предмета "Окружающий мир". Автор объясняет, как такая деятельность способствует развитию познавательных способностей, логического мышления, творческих навыков и исследовательской активности у младших школьников. В статье также описываются различные методы исследовательской работы (наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование), а также роль учителя в организации такой деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная способность, методы исследования, эксперимент.
В современном мире обучение младших школьников приобретает все более исследовательский характер. Организация исследовательской деятельности в процессе изучения предмета "Окружающий мир" становится одной из ключевых задач педагогики начальной школы.
Важность организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" состоит в том, что это способствует развитию их познавательных способностей, логического мышления, творческих навыков и исследовательской активности.
Исследовательская деятельность позволяет младшим школьникам самостоятельно участвовать в процессе познания окружающего мира, формирует у них умение наблюдать, анализировать и делать выводы на основе полученных данных. Она способствует развитию критического мышления и помогает понимать предметные связи и взаимосвязи между объектами окружающего мира.
Кроме того, исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" способствует формированию у них интереса к новым знаниям, развитию творческого мышления и поиском решений задач.
Одним из методов проведения исследовательской работы является метод наблюдения. Дети наблюдают за предметами, явлениями или живыми существами, отмечая их особенности, изменения и взаимодействие с другими объектами. Наблюдение позволяет детям увидеть закономерности и понять причины тех или иных явлений.
Еще одним методом исследовательской работы является метод эксперимента. Дети проводят опыты, задают гипотезы, выполняют определенные действия и наблюдают за результатами. Этот метод помогает детям понять причинно-следственные связи и основные принципы функционирования объектов и явлений окружающего мира.
Метод сравнения также широко используется при исследовательской работе в изучении предмета "Окружающий мир". Дети сравнивают различные объекты и явления, исследуют их сходства и различия, анализируют полученные результаты. Сравнение позволяет детям систематизировать знания, описывать объекты и явления, а также развивать способность к аналитическому мышлению.
Метод моделирования является важным инструментом при проведении исследовательской работы. Дети создают модели объектов или явлений окружающего мира, воспроизводят их особенности и изучают их работу или поведение. Моделирование помогает детям лучше понять принципы функционирования объектов и явлений и осознать их взаимосвязь.
При изучении предмета "Окружающий мир" младшие школьники активно участвуют в исследовательской деятельности, что позволяет им лучше усваивать учебный материал и развивать навыки самостоятельного поиска информации. Результаты исследовательской работы учеников младших классов являются важным компонентом оценки их активности и понимания учебного материала.
В ходе исследовательской деятельности школьники активно занимаются наблюдением, экспериментированием и поиском информации. Они могут проводить маленькие исследовательские проекты на темы окружающего мира, такие как животный мир, природные явления, общественная среда и т.д. После завершения проекта ученики представляют свои результаты классу, используя различные формы презентации, такие как постеры, макеты, рисунки или устные доклады.
Роль учителя в организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" невероятно важна. Именно учитель, с помощью своих знаний и опыта, создает условия, которые способствуют развитию исследовательских навыков у детей.
Первое, что делает учитель, это пробуждает интерес к предмету. Он стремится вызвать у детей желание изучать окружающий мир, показывая им его удивительные и интересные стороны. Учитель использует разнообразные методы и формы работы, которые помогают детям активизировать свое познавательное стремление - проведение экскурсий, демонстраций, экспериментов и игр. Это помогает пробудить в детях любознательность и желание исследовать и познавать новое.
Далее, учитель развивает навыки исследовательской деятельности у детей, помогая им осваивать методы сбора, анализа и интерпретации информации. Он научит детей задавать вопросы, формулировать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, а затем сравнивать результаты и делать выводы. Учитель учит детей быть критическими мыслителями, аргументировать свои утверждения и доказательства. Он постоянно поддерживает их интерес и стимулирует их активное участие в исследовательской деятельности.
Также, учитель создает условия для самостоятельной работы исследователей в классе. Он предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать тему исследования, проводить эксперименты и делать открытия. Учитель организует работу в малых группах, где каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности и интересы. Он поощряет их творческое мышление и помогает преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются в процессе исследования.
Таким образом, организация исследовательской деятельности младших школьников играет важную роль в формировании их познавательных, творческих и интеллектуальных способностей, что способствует всестороннему развитию личности и успешной адаптации к современным образовательным и информационным вызовам.
Список литературы
Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). – 2006. – №10. – 8 с.
Долян
, Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их
интелектуально
-творческого развития [Текст] / Е. И.
Долян
// Журнал начальная школа. – 2009. – №11. – 34-35 с.
Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: учеб. для вузов / Е. В. Кривобок, О. Ю
Саранюк
.; под ред. А. В. Перепелкина. –
М. :Астрель
, 2017. – 138 с.