Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация исследовательской деятельности обучающихся при выполнении самостоятельной работы | Комлева Ксения Николаевна. Работа №363034

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной публикации описываются возможности самостоятельной работы для организации исследовательской деятельности на уроках естественнонаучного цикла (биологии и химии). В статье кратко описаны особенности индуктивного исследования, реализующегося в учебном процессе. Отмечен потенциал лабораторных и практических работ, которые делают обучение более интересным. Причем данные работы предполагают проведение наблюдений исследовательского плана, что способствует развитию познавательной активности и повышению качества обучения, а в конечном итоге создает условия для получения качественного и современного образования.

Организация исследовательской деятельности обучающихся при выполнении самостоятельной работы
Комлева К.Н.1
1 МАОУ СОШ им. А.Н. Арапова, пгт Верх-Нейвинский, Россия
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.
Основная цель самостоятельных работ – обеспечение глубокого и прочного усвоения студентами основного программного материала при возможно меньших затратах времени (Комлева, 2016).
Исследовательская работа активизирует деятельность обучающихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.
Исследовательская деятельность обучающихся реализовывалась в нашей практике при организации учебных занятиях, самостоятельной работы и внеурочной деятельности по предметам.
В основе технологии исследовательского обучения могут лежать два вида мыслительного процесса: индукция и дедукция. Индуктивный процесс ведет к открытию связующего принципа, дедуктивный – к его проверке (Развитие…, 2011).
В нашей педагогической практике технология обучения была организована через индуктивное исследование на уроках биологии и химии. В связи с тем, что индуктивное исследование направлено на достижение цели – открытие связующего принципа, то его этапы имеют свои функциональные особенности, которые были учтены при разработке учебных занятий.
Занятия практического обучения включали в себя выполнение лабораторных и практических работ, которые делают обучение более интересным. Причем данные работы предполагают проведение наблюдений исследовательского плана, что способствует развитию познавательной активности и повышению качества обучения.
Исследовательская деятельность способствует развитию исследовательских навыков и умений (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, цели, задач, определение методов исследования, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности развивает логическое мышление, творчество, обобщает знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным ситуациям.
При выполнении исследовательских работ важную роль играет умение достойно защитить свою работу, доказать актуальность, правдивость, научность своего исследования т.е. сформировать коммуникативные навыки, что немаловажно для выпускника школы.
В процессе выполнения учебно-исследовательской работы происходит самосовершенствование, самопознание и самовоспитание ученика. Создание условий для исследовательской деятельности обучающихся позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении дальнейшем поступлении в вузы, трудоустройстве, реализовать их жизненные цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комлева К.Н. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по учебной дисциплине ЕН.03 Экологические основы природопользования как средство организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций // Интеграция учреждений дополнительного, общего, профессионального и высшего образования как условие развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся: сб. материалов I Регион. Науч.-практ. Конф., Нижний Тагил, 23 марта 2016 г. / отв. ред. Э.Р. Зиннатова; МАУ ДО ГорСЮН. Нижний Тагил, 2016. С. 54-55.
2. Развитие исследовательских умений младших школьников / под. ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. 157 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×