Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы | Семочкина Мария Николаевна. Работа №345002. Номер работы: №345002

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к организации исследовательской деятельности на уроках литературы. Обсуждается, как исследовательские методы могут быть интегрированы в образовательный процесс для повышения интереса учащихся к литературным произведениям, формирования критического мышления и навыков самостоятельной работы. Примеры исследовательских заданий иллюстрируют различные способы вовлечения студентов в активное познание и анализ текста.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, уроки литературы, критическое мышление, литературный анализ, активное обучение.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

 

Семочкина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ - Криводановская СШ №22

Новосибирского района Новосибирской области

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к организации исследовательской деятельности на уроках литературы. Обсуждается, как исследовательские методы могут быть интегрированы в образовательный процесс для повышения интереса учащихся к литературным произведениям, формирования критического мышления и навыков самостоятельной работы. Примеры исследовательских заданий иллюстрируют различные способы вовлечения студентов в активное познание и анализ текста.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, уроки литературы, критическое мышление, литературный анализ, активное обучение.

 

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы представляет собой важный аспект современного образовательного процесса. В условиях, когда традиционные методы обучения постепенно уступают место активным формам работы, исследовательский подход становится ключевым элементом, способствующим глубокому пониманию литературных текстов и развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа и критического мышления. Исследовательская деятельность не только повышает интерес учащихся к предмету, но и формирует у них умения, необходимые для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности.

Одним из первых шагов к организации исследовательской деятельности является создание на уроках литературы условий для самостоятельного поиска информации и анализа. Учитель может предложить учащимся выбрать интересующее их литературное произведение и разработать по нему исследовательский проект. Например, изучая творчество А.С. Пушкина, учащиеся могут исследовать влияние личной жизни поэта на его творчество, проанализировав его стихотворения и прозу в контексте исторических событий, происходивших в его жизни. Это поможет учащимся глубже понять мотивацию автора и темы его произведений, а также научит их проводить анализ и делать выводы на основе собранных данных.

Важно, чтобы исследовательская деятельность была структурирована и направлена на достижение конкретных целей. Учителю следует разработать четкие критерии оценивания, которые помогут учащимся понять, что от них ожидается. Например, можно предложить следующие этапы исследования: выбор темы, формулирование исследовательского вопроса, сбор и анализ информации, подготовка презентации результатов. Это не только организует работу учащихся, но и дает им возможность увидеть весь процесс исследования от начала до конца. Кроме того, важно поощрять критическое мышление, побуждая учащихся не просто пересказывать информацию, а задавать вопросы и анализировать прочитанное.

Другим примером может быть исследование литературных течений и направлений. Учащиеся могут разделиться на группы и выбрать, например, реализм и романтизм. Каждая группа будет исследовать свое направление, выявляя его основные черты, ключевых авторов и произведения. По завершении исследования учащиеся могут представить свои находки остальным, что позволит не только углубить знания о литературных направлениях, но и развить навыки публичного выступления и работы в команде.

Одной из ключевых задач организации исследовательской деятельности является формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации. Учитель может обучить студентов навыкам поиска и анализа информации в библиотеках, научных статьях, интернет-ресурсах. Например, в рамках исследования на тему «Литература и общество» учащиеся могут проанализировать, как определенные литературные произведения отражают социальные проблемы своего времени. Это может включать изучение исторического контекста, анализа отзывов современников и критиков, а также поисков современных интерпретаций. Такой подход способствует развитию у учащихся умения критически осмысливать информацию и делать выводы на основе анализа.

Для успешной организации исследовательской деятельности важно создать атмосферу поддержки и доверия в классе. Учитель должен быть готов направлять и консультировать учащихся в процессе их работы, помогать им находить решения возникающих проблем и поощрять их усилия. Кроме того, можно использовать элементы геймификации, чтобы сделать процесс более увлекательным. Например, можно проводить конкурсы на лучшее исследование или организовывать выставку результатов исследовательских проектов, что станет дополнительным стимулом для учащихся.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы имеет множество преимуществ. Во-первых, она развивает у учащихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Во-вторых, исследовательская работа способствует формированию критического мышления, что является необходимым навыком в современном мире. В-третьих, через исследование литературы учащиеся учатся видеть связь между литературными произведениями и жизненными реальностями, что делает обучение более значимым и актуальным.

Таким образом, организация исследовательской деятельности на уроках литературы представляет собой важный инструмент для повышения качества образования и развития у учащихся необходимых навыков. Использование исследовательских методов позволяет углубить понимание литературных текстов, формирует у учащихся критическое мышление и способствует развитию самостоятельности. В результате, ученики не только становятся более подготовленными к учебным вызовам, но и развивают интерес к литературе как к важному аспекту человеческой культуры.

 

 

Список литературы

Будаева

Т. А. Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний / Т. А.

Будаева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. —

№ 3 (83). — С. 731-735. — URL:

https://moluch.ru/archive/83/15129/

(дата обращения: 25.09.2024).

Огородникова

И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы / И. А.

Огородникова

. — Текст

:

непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар

:

Новация, 2016. — С. 173-175. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9564/

(дата обращения: 25.09.2024).

Саакян А.И.,

Куденко

Н.И. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы // Таврический научный обозреватель. 2016. №5-1 (10). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-literatury

(дата обращения: 25.09.2024).

Тимофеева

С.В.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №3 (27).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

(дата обращения: 25.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×