«Организация каникулярного времени учащихся как средство социализации детей" | Блатко Ольга Владимировна. Работа №299476
Автор: Блатко Ольга Владимировна
Ценность системы организации каникулярного отдыха детей и подростков ЦДТ № 6 состоит в том, что созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их физического и психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяет организовать интересный и многоплановый отдых детей в каникулярный период.
«Организация каникулярного времени учащихся как средство
социализации детей и подростков»
Блатко Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6»,
методист
Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6» имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В Центре детского творчества № 6 накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности во время каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.
Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.
Цель работы педагогического коллектива Центра детского творчества № 6 в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Ожидаемые результаты:
расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация ег
о интересов; формирование опыта
социального взаимодействия
;
осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
интеграция деятельности образовательных и социальных учрежде
ний.
Анализируя практику деятельности ЦДТ № 6, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода следующие виды деятельности:
оздоровительная;
развлекательная;
игровая;
образовательная;
трудовая.
Организация каникулярного отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности Центра детского творчества № 6.
Возможности учреждения способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:
- углубленное знакомство с ценностями культуры;
- техническое творчество;
- труд по желанию и оплачиваемая работа;
- декоративно-прикладное творчество;
- художественное творчество;
- спорт и физическая культура;
- общение с природой и экологические знания;
- общение по интересам, любительские занятия, игры.
- досуг.
В ходе своей работы педагогический коллектив решают следующие задачи:
создать систему познавательного
,
разнообразного,
интерес
ного
и
активного
отдыха
детей,
приобщая их к освоению богатств духовной
культуры, являясь
областью неформального общения и участия во всех видах практи
ческой творческой деятельности;
укрепить физическое и психическое здоровье детей, используя разнообразные
формы организации оздоровления.
В дни школьных каникул Центр детского творчества 6 работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными мероприятиями. В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.
В сферу организации деятельности в каникулярное время также включены многие учреждения социального комплекса: образовательные учреждения, библиотеки, кинотеатры, парки и т.д. Более 500 чел. (детей из различных социальных групп и взрослых) становятся участниками программы.
В учреждении разработаны и проводятся в каникулярный период следующие мероприятия:
Р
еализаци
я
общеобразовательных программ.
Конкурсно
-
игровые программы в парке Винновская роща
.
Участие в реализации городско
го
п
ро
екта
«
Летний Венец
»
.
Стационарный палаточный лагерь ЦДТ № 6 в с. Скугареевка
.
Участие в реализации проекта
«Экологическое благоустройство ООПТ Винновская роща
».
Эколого-краеведческие экскурсии.
Городская учёба школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!»
Новогодние
игровые программы.
Интерактивная познавательно-развлекательная программа «Гавань успеха» для детей с ОВЗ и их родителей.
Городская учёба школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!».
Городской слёт начинающих журналистов.
Интерактивная познавательно-развлекательная программа «Гавань успеха»
для детей с ОВЗ и их родителей и др.
В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 4 этапа:
I этап - осенние каникулы
Традиционной формой работы учреждения в осенние каникулы стало проведение городской учёбы школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!»
Цель сборов: освоение старшеклассниками знаний и умений организации досуговой деятельности в образовательном учреждении, позитивного изменения их активности, проявление и поддержка подростковой инициативы в образовательных учреждениях.
Добиваясь поставленной цели, педагоги Центра детского творчества № 6 разрабатывают и готовят учебные мастерские и мастер – классы, которые направлены на развитие творческих способностей и стимулирование активности учащейся молодёжи.
Коммунарские сборы дают возможность участникам проявить собственные способности, открыть в себе новые грани, получить и систематизировать знания в области управления, работать в команде сверстников. Свои полученные знания применяют в школе.
II этап - зимние каникулы
В период зимних каникул также стали традиционными:
- новогодние театрализованные представления для учащихся детских объединений ЦДТ № 6, детей с ОВЗ и детей из малообеспеченных семей.
- мастер-классы педагогов дополнительного образования ЦДТ № 6 для учащихся образовательных организаций города Ульяновска;
- концертно-игровые программы, в рамках городского проекта «Зимний Венец».
III этап – весенние каникулы
На весенних каникулах проходит уже традиционный городской слёт начинающих журналистов.
Слёт проводится в целях развития у учащихся творческого потенциала в области журналистики. В слёте принимают участия творческие команды учащихся 8-11 классов образовательных организаций города Ульяновска.
В течение 2 дней ребята посещают учебные мастерские в первой половине дня, а после обеда, на основе полученных знаний, готовят и представляют то задание, которое было дано в начале дня.
В программу слёта начинающих журналистов включены следующие мастер-классы:
Телевидение,
Интернет,
Радио,
Печать,
Медиацентр
.
Ежегодно, во время подведения итогов, проводится анкетирование учащихся, где ребята имеют возможность отметить положительные и слабые моменты организации. Учитывая пожелания старшеклассников, вносятся изменения по усовершенствованию слёта.
IV этап – летние каникулы
Летние каникулы занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени Центра детского творчества № 6 - и по продолжительности, и по оздоровительно-образовательному потенциалу.
Особенностью работы в летний период 2014 года стала реализация проекта стационарный палаточный лагерь ЦДТ № 6 «Остров детства».
Новизной данного проекта является комплексный подход в решении проблем организации оздоровления, отдыха и воспитания детей посредством организации деятельности в условиях палаточного лагеря.
Стационарный палаточный лагерь ЦДТ №6 на сегодняшний день, не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию. В центре всех мероприятий ребёнок, его интересы, здоровье и безопасность.
Система организации каникулярного отдыха детей и подростков Центра детского творчества № 6 отвечает реалиям сегодняшнего дня и выделяет приоритеты: развитие детей, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка.
Ценность системы организации каникулярного отдыха детей и подростков ЦДТ № 6 состоит в том, что созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их физического и психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяет организовать интересный и многоплановый отдых детей в каникулярный период.
Дети и подростки приходят в Центр детского творчества № 6 потому что видят перспективу интересной жизни, возможность реализовать себя. Мы призваны организовать взаимодействие ребенка с миром, включить его в общение, в разнообразную значимую для него деятельность на основе выбора и осмысления происходящего.
Литература
Афанасьев С.П.,
Коморин
С.В.
Триста творческих конкурсов. - М., 1997.
Башлий
Е.В.
Игровая методика как одна из форм активных методов обучения. // Дополнительное обра
зование.
№ 4
, 2004.
Барканов С.В.
Педагогическая проза о лете. // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.
Фришман
И.И.
Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Школьные Игры и Конкурсы.
Приложение к газете «
ПедСовет
». М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2
007.