Организация концертной деятельности в детском хоре | Секиевская Дарья Анатольевна. Работа №348321
Тема данной работы достаточно актуальна. Концертная деятельность является неотъемлемой частью каждого хорового коллектива, так как является творческим итогом репетиционного процесса. В жизни маленького хориста концерт играет огромную роль, ведь с этого времени он становится не просто певцом, но и артистом, выходящим на сцену, поэтому недооценивать эту деятельность нельзя. Все навыки, приобретенные в детском хоре, в дальнейшем будут залогом профессионализма хорового артиста. К сожалению, не так много имеется методических пособий и литературных источников, которые бы в полной мере раскрыли саму суть концертной деятельности.
Цель исследования: проанализировать организацию концертной деятельности в детском хоре.
Предмет исследования: специфика организации концертной деятельности в детском хоре.
Объект исследования: концертная деятельность детского хора.
Задачи исследования: Изучить литературу по теме исследования. Выявить специфику концертной деятельности в детском хоре.
В работе подробно рассматривается значение концерта, формы проведения, его специфика, виды. Это работа может быть использована хормейстерами, студентами дирижерско-хорового отделения в практике работы с детскими хоровыми коллективами, чтобы помочь изучить эту тему и понять всю значимость концертной деятельности.
хоре.
Методическая работа
Преподаватель хорового отделения
Секиевская Дарья Анатольевна
Содержание
Введение...................................................................................................3
Глава 1. Разновидности концертов........................................................4
1.1. Технология подготовки и проведения концертов..................................................................................................5
Глава 2. Организация концертной деятельности в детском хоре................................................................................................................8
2.1. Роль концертной деятельности в детском хоре.............................9
2.2. Формирование концертных программ...........................................11
2.3. Виды концертной деятельности детского хора.............................12
2.4. Проблемы концертной деятельности..............................................19
Глава 3. Роль руководителя в детском хоре..........................................22
Заключение...............................................................................................24
Список литературы..................................................................................25
Введение Тема данной работы достаточно актуальна. Концертная деятельность является неотъемлемой частью каждого хорового коллектива, так как является творческим итогом репетиционного процесса. В жизни маленького хориста концерт играет огромную роль, ведь с этого времени он становится не просто певцом, но и артистом, выходящим на сцену, поэтому недооценивать эту деятельность нельзя. Все навыки, приобретенные в детском хоре, в дальнейшем будут залогом профессионализма хорового артиста.К сожалению, не так много имеется методических пособий и литературных источников, которые бы в полной мере раскрыли саму суть концертной деятельности.
Цель исследования: проанализировать организацию концертной деятельности в детском хоре.
Предмет исследования: специфика организации концертной деятельности в детском хоре.
Объект исследования: концертная деятельность детского хора.
Задачи исследования: Изучить литературу по теме исследования. Выявить специфику концертной деятельности в детском хоре.
В работе подробно рассматривается значение концерта, формы проведения, его специфика, виды.Это работа может быть использована хормейстерами, студентами дирижерско-хорового отделения в практике работы с детскими хоровыми коллективами, чтобы помочь изучить эту тему и понять всю значимость концертной деятельности.
Глава 1. Разновидности концертов.
Концерт– это всегда специально организованное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении.
Главная функцияконцерта- формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного.
По целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные.
По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные.
По составу участников: любительские, профессиональные, смешанные.
По числу участников: сольные (бенефисы), групповые (полубенифисы), коллективные (одного кружка или коллектива), сводные.
По составу зрителей: для детей, для подростков и молодежи, для ветеранов, для смешанной аудитории и т.д.
По способу построения программы: тематический, сборный и театрализованный.
В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллектива произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки. В тематическом концерте ведущий является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение.
Программа сборных концертов лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов.
Театрализованные концерты готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды – на столе драматурга и на сцене под руководством режиссера.
1.1. Технология подготовки и проведения концерта.
Любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, в какой логической последовательности действовать;
– какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Первый этапподготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
– создание оргкомитета.
– создание организационно – постановочной группы, с распределением ролей и функций каждого.
– постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
– определение формы проведения программы, места и времени.
– разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этапподготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этапподготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческими коллективами;
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу над видеорядом;
– работу с рекламой.
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы преподавателей, родителей и детей.
После проведения концерта наступаетчетвёртый этап– этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы. Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.
Глава 2. Организация концертной деятельности в детском хоре.
Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность.
Каждый концерт — это отчет о проделанной работе. К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводить очередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается прогон программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы. Следует предупредить детей, что если кто-то из них почувствует себя во время концерта плохо (головокружение, сухость во рту), надо немедленно, но спокойно покинуть место и уйти за кулисы, а если это невозможно, сесть на подставку. Преподаватель должен помнить, что на концерте дети находятся в иных условиях: в отличие от репетиций им приходится в течение долгого времени стоять, от чего дети могут устать. Нужно проследить, чтобы помещении было хорошо проветрено. При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории (дети младшего возраста, дети старшего возраста, смешанный состав). Часто концерт хора сопровождается рассказом о коллективе, об истории создания тех или других исполняемых песен. Совершенно неискушенным слушателям можно рассказать о составе хора, о том, из каких хоровых партий он состоит. Детям-слушателям интересно знать, в каких классах учатся хористы, как они занимаются в хоре и успевают в школе. Разговор с аудиторией улучшает контакт хора со слушателями и способствует лучшему восприятию услышанного. Конечно, беседы не должны быть длинными, утомительными. Они должны быть построены в форме конферанса, но не с развлекательной задачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела, с целью просветительской. Вести эти беседы может сам руководитель, ему могут помогать (очень желательно!) дети-ведущие.
Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления и особенно сольных концертов с подробным разбором успехов и недостатков. В этих разборах участвует весь хор. Задача разбора — воспитать в коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Разбор всегда проходит в доброжелательном, дружеском тоне, тогда никто в коллективе не обижается, а, наоборот, у всех растет желание стать лучше, петь лучше.
2.1. Роль концертной деятельности в детском хоре.
Концерт в жизни детского хора для каждого маленького артиста это что-то свое особое, сокровенное. Кто-то воспринимает концерт с любопытством, а кто-то с восторженным благоговением. Одно можно сказать с уверенностью – ни один ребенок никогда не останется равнодушным к выступлению. Для юного артиста – это, прежде всего яркое, красочное впечатление, это радость, испытав которую в детстве, уже никогда не забудешь. Для детей, концерт – это высшая точка напряжения за целый период жизни. Это – отчёт. Во время выступления детский коллектив настолько сплачивается, что превращается в единый организм. Все забывают о своих ссорах, обидах и размолвках друг с другом. Остаётся что-то высшее – Музыка, Искусство, Хор.
Хоровое пение, как и другие виды музыкального искусства - искусство исполнительское и сценическое. Оно предъявляет к артистам, а, особенно, если это маленькие музыканты, высокие требования не только в области технического совершенства, но и яркой артистичности, эмоциональной выразительности исполнения. Ведь дети без эмоций на сцене перестают быть детьми. Музыку глубокого духовного содержания нужно исполнять с соответствующим настроением. Но нельзя забывать о том, что дети должны быть детьми – живыми, непосредственными.
Дирижёр и хор объединяются в процессе интерпретации произведения, а на концерте создают единый художественный образ во взаимодействии друг с другом. Коллективное исполнение подразумевает также и активное включение во внутреннее действие всех слушателей. Успешность исполнения со стороны хора обеспечивается: фундаментальными основами постановки голоса (регулирование певческого дыхания, голосообразования, доведённые почти до совершенства), а также целым комплексом исполнительских граней хорового искусства. В задачу дирижёра входит обучить хор всем перечисленным навыкам. Хормейстеру на концерте необходимо исполнять и слушать, действовать и наблюдать. Концертное исполнение всегда скрывает в себе много неожиданных моментов. Иногда именно на концерте происходит переход количества в качество. Наверное, многим знакома ситуация, когда на репетициях работаешь над произведением, а отдачу от исполнителей получаешь минимальную, кажется, что всё идёт в пустую. А потом вдруг в один момент дети начинают петь именно так, как ты хотел, как чувствовал. Как добивался. Складывается впечатление, что ты никакого особого труда к этому и не прикладывал, настолько глубоким и восприимчивым становится хор. А есть репетиции, в которых шаг за шагом, медленно, постепенно выучивается и закрепляется произведение. Если какой-то момент в работе не получается, то бесполезно к детям обращаться с призывом к профессиональному долгу и требовать выполнения данного задания. Необходимо найти подход, который бы заинтересовал ребят, яркий, эмоциональный, рассчитанный на фантазию детей. Атмосфера на репетиции, конечно, зависит в большей степени от дирижёра. Ему всегда следует учитывать состояние, настроение пришедших детей. Ведь им сложнее, чем взрослым сдерживать свои эмоции. Поэтому хормейстеру необходимо быть очень чутким и внимательным.
о необходимости проведения обязательной акустической репетиции, даже если хор выступает в знакомом зале. Большинство занятий проходит в хоровом классе и слух ребят привыкает к акустике именно этого помещения. Иное дело зал, который гораздо больше класса и, соответственно, звучание в нём будет иное.
2.2. Формирование концертных программ
В исполнительской хоровой практике принято различать две основные формы концертных выступлений – сольный концерт и участие в сборном концерте. Выступление хора в сольном концерте предоставляет творческую свободу исполнителям, позволяет быстрее адаптироваться на сцене и устанавливать контакт со зрительным залом. В сольном концерте хора дирижер выстраивает программу, исходя из условий драматургии. Чаще всего произведения выстраиваются по хронологическо-тематическому признаку: вначале – старинная музыка, ближе к концу – сочинения современных авторов; или группируются по стилистическим либо жанровым блокам, например, группу из 2-3 сочинений культового жанра сменяют пьесы зарубежных авторов XIX века, следом за ними – русская классика, обработки народных песен, миниатюры современных авторов и так далее. Такая последовательность упорядочивает процесс восприятия концерта слушателями. В сольной концертно-хоровой практике не принято ставить рядом произведения далеких жанрово-стилистических форм (например, духовное сочинение и детскую шуточную песенку), а также вначале давать быстрые пьесы, а потом медленные. Произведения сольного хорового концерта должны быть разнообразны по своим техническим задачам, так как слушатель приходя на концерт должен получить более глубокое впечатление о хоровом коллективе. После сочинений, насыщенных громкой динамикой и напряженной тесситурой, желательно ставить произведения более спокойного характера, чтобы снизить нагрузку хора. Программа выступления хора в сборном концерте, где могут участвовать разнообразные коллективы и исполнители имеет другую ориентацию: показать умение и мастерство хорового коллектива на 1-4 сочинениях, в зависимости от возраста хора и обычно не превышает 10 минут. Расстановка репертуара в таком выступлении хора может выдерживаться по хронологическому, тематическому и контрастно-сопоставительному принципам. Сочинения без сопровождения поются вначале. В выступлениях с минимальным количеством произведений особенно внимательно следует отнестись к согласованности сочинений между собой.
2.3. Виды концертной деятельности детского хора. Отчётный концерт. Отчетный концерт - главный концерт года, который подводит итог всего процесса обучения, показывает степень творческого роста как самим ребятам так и слушателям. Это самый ответственный концерт в году, поэтому подготовка должна быть особенно тщательной. Готовиться к отчётному концерту начинают заранее. В программу включаются также те произведения, разучивать которые начали ещё в прошлом году. Хорошо, когда в репертуаре есть несколько серьёзный сочинений, исполняемых из года в год. Это позволяет оттачивать мастерство хора и дирижёра, и каждый год находить всё новые и новые грани этого произведения. С детским хором можно разучивать циклические сочинения и каждый отчётный концерт добавлять ещё по несколько номеров, пока весь цикл (кантата) не будет выучен полностью. Это особенно удобно тем, что в кантатах всегда есть не только хоровые номера, но арии, дуэты. Их исполнение разнообразит концерт и позволит продемонстрировать уровень отдельных хористов. Произведения с солистами всегда вызывают особый интерес у слушателей. Это создаёт хорошую моральную атмосферу в хоре; чувство равенства среди детей и чувство хорового соперничества. Да и любому из родителей всегда приятно увидеть своего ребёнка солирующим. В концерте должно участвовать как можно больше солистов, можно даже организовать ансамбль солистов и подготовить с ним несколько номеров (трио, квартеты, квинтеты и т. д.).
Программа отчётного концерта должна быть разнообразной, чтобы продемонстрировать все возможности хора на данный момент. Самые сложные произведения надо помещать во второй половине отделения и в первой половине второго. Если в программе есть циклическое произведение, то оно может занимать целое отделение – лучше первое, так как хор ещё не устал, много свежих сил, а цикл исполняется без перерывов. Во втором отделении в таком случае помещаются хоры-миниатюры, сольные номера, произведения юмористического характера, а также народные песни. Расположение самого сложного для исполнения и восприятия сочинения в первом отделении объясняется тем, что зритель (особенно если это маленький слушатель) ещё не устал. Второе отделение должно быть для слушателя более лёгким, чем первое. Как правило, в концерте участвуют два хора – младший и старший, то младший хор выступает в первом отделении, а старший во втором. Существует ряд организационных моментов на концертах. Следует отрепетировать выход, объявления песен (если дети это делают сами) и перестановки по ходу концерта, поклоны, уход со сцены. Если в коллективе есть ребята, которые ещё ни разу не выступали, то имеет смысл их собрать отдельно и прорепетировать чисто организационные моменты. Во время выступлений в стенах нашей школы, особенно младшего хора, я сталкивалась с небольшой проблемой. Дети, выйдя на сцену, начинали взглядом искать родителей в зале и, найдя таковых, принимались обращать на себя их внимание, а родители им отвечали жестикуляцией или возгласами. Это, естественно, нарушало атмосферу концерта и настрой ребят. Для устранения этого разрушающего действия следует проводить так называемые предварительные концерты, то есть концерты-репетиции перед родителями или друг перед другом, можно даже прямо в хоровом классе, на которых достаточно будет исполнить одно-два произведения, чтобы заострить внимание детей на дирижёре.
Тематический концерт.(Концерт, посвящённый одному композитору). В таком концерте участвуют, как правило, несколько коллективов или один коллектив с солистами. Участие только одного детского хора затруднено, так как необходимо выучить много произведений одного автора. Лучше, чтобы в концерте прозвучало несколько сочинений разных жанров: хоровая и инструментальная музыка. Это расширяет кругозор ребят, повышает их культурный уровень, способствует формированию их художественного вкуса. Тематический концерт может стать концертом-дискуссией с обменом впечатлениями. Это развивает речь, учит говорить о музыке, доступно и понятно излагать свои мысли. Роль лекторов могут исполнять сами ребята, но это в том случае, если в концерте участвует один коллектив. Если выступает несколько коллективов из разных школ, то этот концерт может быть приурочен к памятной дате.
Концерт-праздник. Новогодний карнавал, праздники-ритуалы: посвящение в хористы, день рождения хора, все это можно отнести к концертам-праздникам. В данном случае это скорее праздник, чем концерт, Такие вечера всегда запоминаются, дети ждут их с нетерпением. На этом концерте должна царить непринуждённая и радостная атмосфера. Это домашний концерт, который всегда проводится в стенах родной школы или клуба. Здесь слушатели и артисты – сами дети, участники хора. Продолжительность праздника с традиционным чаепитием в конце – примерно полтора-два часа. Программа выбирается по желанию ребят и, соответственно, по теме. Если это Новогодний карнавал, то это будут песни о зиме, о новом годе.
Всё это сближает ребят, позволяет им психологически раскрыться в свободной обстановке. Да и педагог может со стороны внимательнее присмотреться к детям, определить, кто ведущий, кто ведомый, как распределены роли в коллективе. Зная это, учитель может использовать природу и темперамент ребёнка в своих целях, Например, выбрать старосту хора всегда нелегко – это должен быть не только хороший певец, но и способный организатор, лидер. На праздниках всегда видно, вокруг кого собрались дети, кто активен, а кто в сторонке. На тех, кто держится особняком, педагогу следует обратить особое внимание, чтобы в дальнейшем вовлечь их в творческий процесс, в жизнь хора. В коллективе важен каждый ребёнок: что он чувствует, какой у него характер, как он учится, как обстоят у него дела дома. Ведь из всех этих факторов, да и из многих других складывается личность этого маленького человека, который приходит на хор. Ребёнок должен чувствовать, что он нужен, что на него надеются и в него верят.
Не менее важны праздники-ритуалы. Они подчёркивают, что хор – это коллектив – МЫ. Это самое МЫ дети должны хорошо ощущать, тогда в коллективе им будет легко. Прекрасно, когда есть гимн хора, эмблема хора. Эти атрибуты задействованы в Посвящении в артисты. Маленькие эмблемы можно раздавать начинающим артистам. Заканчивать праздник можно общим исполнением гимна хора.
Конкурсный концерт. Перед тем как начинать готовиться к таким выступлениям следует заранее узнать конкурсные требования: есть ли обязательное произведение, какова продолжительность программы, или все зависит от выбора руководителя. Исключительно ответственным моментом является составление программы выступления, она должна учитывать особенности предстоящего концерта. Ведь каждый концерт имеет свою изюминку, свое лицо и интригу, и поэтому чрезвычайно важно, чтобы исполняемые на конкурсе произведения как можно лучше соответствовали духу данного концерта. Необходимо учитывать: стилистическое единство, тональную последовательность, эмоционально-динамическую последовательность. Например, начало программы построить лучше так, чтобы оно вводило слушателя в мир музыки. Конец программы должен быть кульминационной точкой. Середина концерта – можно дать слушателю отдохнуть, нельзя держать слух и эмоции в постоянном напряжении, иначе восприятие музыка снижается. В удачной программе присутствует контрастность музыкальных номеров (Быстрые сменяются медленными, лирические – шуточными, лирические - драматическими). Желательно иметь в репертуаре гвоздь программы.
Подготовительная работа должна быть очень серьезной, кропотливой и вдумчивой. В отобранных для выступления произведениях необходимо тщательнейшим образом выучить все сложные места, дикционные трудности, отработать вокальные приемы исполнения. Считаю важным отметить, что нельзя детям с самого начала говорить о конкурсе, как о соревновании, о борьбе. Дирижеру следует сделать все возможное, чтобы ребята воспринимали конкурс как важный концерт, на котором нужно показать максимум того, что умеет коллектив. Ведь детей очень легко испугать, а испуганный ребенок никогда не сделает того, чего от него добиваются взрослые. Необходимо создать на репетициях и на выступлениях атмосферу покоя, настроить ребят на хорошее, доброе исполнение.
Помимо репетиций и концертной деятельности следует устраивать литературные вечера, посвященные той или иной теме. По возможности ребятам нужно организовывать походы в музеи, в театры, на концерты других коллективов, то есть стараться максимально заинтересовать хористов, расширять их кругозор и культурное развитие. В хор приходят совершенно разные по темпераменту и по развитию дети. В задачи руководителя входит организовать их в единый сплоченный коллектив, где каждый ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку остальных ребят, на внимание со стороны дирижера. Работу следует вести так, чтобы как я уже говорила, участие в хоре расширяло культурный кругозор детей, давало бы им определенные знания, воспитывало бы у них хороший художественный вкус и умение понимать музыку, обогащало бы их сознание, вносило в их жизнь интересные и новые впечатления. Тогда ребята будут чувствовать себя настоящим коллективом. И работать будут с хорошим энтузиазмом и большой ответственностью.
2.4. Проблемы концертной деятельности.
Начиная учебный год, мы рисуем ребятам перспективу предстоящих концертов, встреч с другими коллективами, конкурсных выступлений, гастрольных поездок. Две опасности противоположного рода подстерегают коллектив на этом пути: первая – чрезмерное количество выступлений, что нередко происходит за счет репетиционного времени и отрицательно сказывается на качестве подготовки, и вторая – недостаточность концертов, что затрудняет выработку необходимого сценического самочувствия и снижает качество выступлений из-за скованности, неумения контролировать себя на сцене. Кроме того, отсутствие выступлений притупляет ответственность в отношении к репетиционной работе. Одинаково оценивая и ту и другую опасность, мы все же предпочитаем некоторый избыток выступлений, нежели их недостаток. Во-первых потому, что участие в концертах - главная награда детям за их труд. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул самоутверждения личности, к чему стремится каждый человек. Во-вторых, значительное количество выступлений, концертных поездок идет на пользу коллективному самосознанию, появлению и укреплению чувства коллектива. Наконец, велик общественный смысл концертной деятельности хора. Это активная форма участия коллектива в жизни школы, города. Так и должны оценивать дети свое участие в школьных концертах, в подготовке тематических программ, посвященных каким – либо юбилейным датам, государственным праздникам и прочее. Выступления в концертах приносят еще и ту пользу, что приучают детей к раскованности, свободе владения собой перед большой аудиторией – важное качество для человека. Одна из серьезных проблем концертной деятельности хора заключается в том, что выступления не всегда бывают удачными. Когда выносится на суд слушателей качественно новый этап в работе хора, то хористы порой плохо справляются с этим новым на глазах у публики. Такие, более или менее заметные срывы возможны при первом выступлении с произведениями акапелла, при первом исполнении полифонии и так далее. Это естественные болезни роста. Они проявляются в основном, на средних ступенях обучения и преодолеваются вдумчивым анализом и серьезным трудом. Переход детей из среднего группы хора в старший состав означает подъем на новую ступеньку лестницы, ведущей к вершинам вокально – хорового искусства. Этапы роста старшего концертного хора естественно связаны с усложнением репертуара и другими проблемами.
В исполнительской практике обозначилась проблема взаимосвязи техники пения с его эмоциональностью, выразительностью. Соединить эти две стороны исполнения в высококачественном единстве совсем не просто. Не случайно у многих коллективов при исполнении либо одно, либо другое берет верх. Но возникает вопрос: можно ли всерьез говорить о технике владения голосом применительно к детям, вкладывая в это понятие взрослый смысл? Ответ на этот вопрос, очевидно должен быть утвердительным. В самом деле, если девочка или мальчик в хоре имеет двухоктавный диапазон голоса, красивый, ровный тембр гласных звуков, осознанно пользуется регистрами голоса, владеет различными манерами звуковедения – легато, стаккато, нон легато, показывает умение изменять силу в достаточных пределах, филировать звук, применять различные виды атаки, пользоваться разными тембровыми красками и может петь продолжительное время без признаков усталости, - значит, есть все основания говорить о достаточно высокой технике пения без скидок на возраст.
Проблема заключается в том, чтобы поддерживать определенный баланс между рациональным и эмоциональным началами на разных этапах обучения детей пению, чтобы сознательная работа над техникой пения не подавляла непосредственности детского исполнительства, но чтобы увлечение эмоциональностью, в свою очередь, не препятствовало бы овладению искусством вокально-хоровых навыков. Часто приходится слушать детские хоры, где руководитель не контролирует во время исполнения качество вокала, да и другие компоненты хоровой звучности. Рациональное начало в его управлении хором и в пении хора почти полностью отсутствует. В таких коллективах повышенная эмоциональность только ухудшает качество звучания, поскольку все дефекты вокальной техники проявляются более утрированно. Недостатком противоположного рода страдают некоторые руководители хоров, серьезно относящиеся к вокальной работе, сознательно обучающие детей владению голосом. Постоянными замечаниями к звуку, бесчисленными остановками в работе они подчас запугивают детей, притупляют их живое восприятие музыки. Мы с первого дня стремимся к выработке у детей навыка самоконтроля во время пения за правильностью работы дыхания, за резонаторными ощущениями, свободой артикуляции, а также – за чистотой хорового строя, слаженностью ансамбля. Этот навык воспитывается под неослабевающим вниманием к качеству звучания со стороны педагога. И если даже такой строгий контроль над элементами вокально - хоровой звучности происходит на первых порах за счет некоторого снижения эмоциональности, то оправданием этому служит тот факт, что красивый и интонационно чистый звук или аккорд сами по себе производят эстетическое впечатление и украшают даже мало эмоциональное выступление. И, напротив, неприятный звук или фальшивый аккорд, будучи явлением антиэстетическим, разрушают воздействие эмоционального пения и просто неспособны выразить красоту музыки.
Глава 3. Роль руководителя в детском хоре.
Хочется сказать несколько слов о роли руководителя. Насколько правдивым и искренним будет дирижер в своей работе, настолько правдивым и искренним будет исполнение детей. Перед руководителем стоит задача воспитать у маленьких артистов серьезные художественные интересы и хороший музыкальный вкус, обеспечить ребятам непрерывное музыкальное развитие. Положительные результаты достигаются путем полной и целеустремленной работы. Не стоит падать духом перед отдельными неудачами, неизбежными во всяком деле. Необходимо думать, осмыслять сделанное и то, что предстоит сделать. Следует анализировать ошибки, выявлять их суть, причины, чтобы в дальнейшей работе избежать их, так как без этого невозможно движение вперед. Никогда не стоит останавливаться, успокаиваться на достигнутых результатах. Руководителю, особенно детского коллектива, нужно научиться видеть и ощущать перспективу развития хора, не останавливаясь на достигнутом.
Каждый хормейстер стремится к тому, чтобы дети на сцене умели быть выразительными, раскрепощенными и вдохновенными. Однако добиться этого весьма не просто, для этого надо очень много: прежде всего, чтобы они хорошо, уверенно владели исполняемым материалом, были бы сосредоточены, свободны и творчески активны.
Вся концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях связана с огромным волнением, тратой нервной энергии, часто бесплодной и бессмысленной. Думаю, что избежать этого нельзя, да, наверное, и не нужно, хотя как-то управлять этим волнением, контролировать его надо бы. Дирижер же несет полную ответственность за этот звучащий большой инструмент под названием хор. В этот момент он должен думать только о музыке и показать все то лучшее, чего добился с детьми во время репетиций.
Дело усложняется еще и тем, что песни и хоровые произведения, как правило, достаточно коротки, они длятся 2-3 минуты, и перерывы между ними тоже невелики, не более минуты. Чтобы перестроиться от одного произведения к другому, надо обладать гибкой нервной системой с быстрой переключаемостью нервных процессов, быть способным к мгновенному сосредоточению на новом музыкальном образе. Далеко не каждый артист хора обладает этим завидным качеством. Поэтому, руководитель хора должен упростить им эту задачу и помочь решить ее. Может быть, стоит подсказать ребятам какие-то элементы внешней выразительности – движение бровей, взгляд, улыбку, осмысленную и активную мимику. Эти элементы внешней выразительности становятся побудителями более полного вживания в образ, и способствует передаче его содержания.
Заключение.
Участие в хоре, в концертной деятельности оказывает не только колоссальное эмоциональное и эстетическое воздействие, но и является значительным вкладом в умственное воспитание детей. Концертная деятельность хорового коллектива, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться, переживать и радоваться – естественная потребность и необходимость каждого участника хора; завершающий этап репетиционного процесса.
Концерт – это результат и смысл деятельности коллектива.
Актуальность темы заключается в том, что концертная деятельность содержит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, как детей, так и взрослых.
Удачный концерт – это и положительные эмоции, и заряд энергии, и возможность выразить свои чувства или передать их.
Список литературы.
1. Алиев Ю .Б. Методика музыкального воспитания детей
2. В.Попов. Советы руководителю хора изд. Музыка 1981г.
3. Работа с детским хором. Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981
Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. Москва, 2003 г.
4. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. Сборник статей. Москва, 1983 г.
5. Казачков С.А. От урока к концерту. Изд. Казанского университета, 1990г.
6.Прокопец Т.Ю. Особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект. - М.: Педагогика и психология образования, 2014.
7. Прокопец Т.Ю., Гетьман В.В. Профессиональные качества педагога-хормейстера детского коллектива. - М.: Педагогика и психология образования, 2017. - №2.
8. Стулова Г.П. Хоровое пение в школе: учеб. пособие. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 218 с.