Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра | Балашенко Олеся Александровна. Работа №345016

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает организацию коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Описываются ключевые аспекты, методы и подходы, направленные на развитие социальных, коммуникационных и эмоциональных навыков у детей с аутизмом. Акцентируется внимание на необходимости индивидуализации подхода, создании комфортной образовательной среды и активном вовлечении родителей в процесс коррекции. Приводятся примеры практических заданий и успешных техник, используемых в работе с детьми с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный подход, социальные навыки, эмоциональное развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Балашенко Олеся Александровна, учитель-дефектолог
Государственное общеобразовательное учреждения Тульской области "Алексинская школа"
Аннотация: Статья рассматривает организацию коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Описываются ключевые аспекты, методы и подходы, направленные на развитие социальных, коммуникационных и эмоциональных навыков у детей с аутизмом. Акцентируется внимание на необходимости индивидуализации подхода, создании комфортной образовательной среды и активном вовлечении родителей в процесс коррекции. Приводятся примеры практических заданий и успешных техник, используемых в работе с детьми с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный подход, социальные навыки, эмоциональное развитие.
Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра требует от педагогов, особенно учителей-дефектологов, особого внимания, терпения и профессионализма. Каждому ребенку с РАС необходимо обеспечить уникальный подход, который будет учитывать его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны. Для успешной коррекции и развития ребенка крайне важно создавать условия, способствующие его комфортному обучению и социализации.
Началом работы с ребенком должно стать тщательное диагностирование его состояния. На этом этапе важно не только выявить уровень развития ребенка, но и понять его личные интересы, предпочтения и страхи. Педагог должен использовать различные диагностические инструменты, такие как наблюдение, анкеты, игровые методики. Это позволит составить полную картину о ребенке и определить, какие методы и техники будут наиболее эффективны в работе.
После диагностирования необходимо разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Он должен содержать четкие цели и задачи, а также конкретные методы и приёмы, которые будут использоваться в процессе обучения. Например, если ребенок имеет сложности в области речевого общения, можно включить в план занятия, направленные на развитие речевых навыков. Использование визуальных подсказок, жестов и карточек с изображениями поможет значительно облегчить процесс коммуникации. Также можно применять специальные программы для обучения детей с РАС, которые направлены на развитие навыков общения и социализации.
Создание комфортной и безопасной образовательной среды является одним из ключевых моментов в работе с детьми с РАС. Структурированная рутина и предсказуемость событий в классе помогают детям с аутизмом чувствовать себя более уверенно. Это может включать установление четкого расписания занятий, использование визуальных расписаний и планов, а также создание тихих уголков, где ребенок может отдохнуть, если ему становится трудно. Эти меры способствуют снижению уровня тревожности и повышают общее состояние ребенка.
Социализация является одним из важных аспектов коррекционно-развивающей работы. Дети с РАС могут испытывать трудности в общении с окружающими, поэтому важно развивать их социальные навыки. Использование ролевых игр может помочь детям понять социальные нормы и правила взаимодействия. Например, можно разыграть ситуации, когда ребенок должен попросить что-то у сверстника или ответить на вопрос учителя. Это поможет ему научиться понимать социальные сигналы и адекватно на них реагировать.
Метод социальных историй также может оказаться полезным инструментом в работе с детьми с РАС. Социальные истории представляют собой краткие рассказы, которые объясняют конкретные социальные ситуации и предлагают подходящее поведение в них. Например, можно создать социальную историю о том, как правильно знакомиться с новыми друзьями или как вести себя в магазине. Такие истории помогают детям понять, что от них ожидается в определенной ситуации, и как они могут реагировать на происходящее.
Коммуникация с родителями играет значительную роль в процессе коррекционно-развивающей работы. Родители должны быть вовлечены в процесс обучения и коррекции, так как они могут предоставить ценную информацию о ребенке и его поведении в домашних условиях. Педагог может организовать регулярные встречи с родителями, на которых будут обсуждаться успехи ребенка, а также предлагаться рекомендации по работе дома. Например, родителям можно посоветовать использовать визуальные подсказки в домашних заданиях или развивать социальные навыки через совместные игры.
Практическая работа с детьми с РАС также может включать использование различных форм искусства. Музыка, рисование, театрализованные постановки могут стать отличными способами для развития креативности и самовыражения ребенка. Арт-терапия помогает детям лучше выражать свои эмоции и снижает уровень стресса. Например, занятия рисованием могут быть направлены на то, чтобы ребенок изобразил свои чувства или настроение, что позволяет ему говорить о том, что его беспокоит, без необходимости использовать слова.
Групповые занятия могут также способствовать развитию социальных навыков. Совместные игры и упражнения позволяют детям учиться взаимодействовать друг с другом, развивать умение работать в команде. На таких занятиях важно подчеркивать не только индивидуальные достижения, но и общие успехи группы. Это формирует у детей чувство принадлежности и помогает развивать эмпатию.
Важно помнить, что каждый шаг на пути к улучшению навыков ребенка должен отмечаться. Достижения, даже самые незначительные, следует поощрять и поддерживать, что формирует у детей уверенность в себе и желание развиваться. Например, можно использовать систему наклеек или карточек, где ребенок будет видеть свои успехи. Это также поможет создать положительную атмосферу во время занятий.
Заключительным этапом работы должно стать обобщение результатов коррекционно-развивающей работы. Педагог должен анализировать, насколько цели и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты. Это поможет не только скорректировать будущие занятия, но и дать ценную информацию родителям о прогрессе ребенка. Такой подход способствует формированию более глубокого взаимопонимания между педагогом, ребенком и его семьей.
Таким образом, работа с детьми с расстройствами аутистического спектра — это сложный, но важный процесс, требующий от специалиста не только знаний и навыков, но и искренней любви и желания помочь каждому ребенку. Создание комфортной, поддерживающей и развивающей образовательной среды открывает перед детьми с РАС новые горизонты для обучения и социализации. Объединяя усилия педагогов, родителей и детей, мы можем добиться значительных результатов в их развитии и интеграции в общество.
Список литературы
Давыдова Н.И. Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // СДО. 2018. №3 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-rasstroystva-autisticheskogo-spektra
Скупова Т.В. Возможности реализации особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами в условиях инклюзивного обучения // СНВ. 2014. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-realizatsii-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey-detey-s-autisticheskimi-rasstroystvami-v-usloviyah-inklyuzivnogo
Скупова Т.В. Возможности реализации особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами в условиях инклюзивного обучения // СНВ. 2014. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-realizatsii-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey-detey-s-autisticheskimi-rasstroystvami-v-usloviyah-inklyuzivnogo
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×