Организация методического сопровождения работы воспитателя | Музалева Елена Игоревна. Работа №320884
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. Методическое сопровождение деятельности воспитателя напрямую связано с понятием «качество образования».
Качество образования как сложная категория и многоаспектная проблема может быть раскрыто через категории свойства, структуры, системы, количества, эффективности, оценки, управления и др.
Качество религиозного образования определялось степенью соответствия индивидуальной духовной практики – зафиксированным в тех или иных метафизических текстах представлениям о религиозном идеале. Средством выявления этого соответствия становились испытания, делавшие получение признания в новом качестве не только престижным, но и опасным делом.
Организация методического сопровождения работы воспитателя
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. Методическое сопровождение деятельности воспитателя напрямую связано с понятием «качество образования».
Качество образования как сложная категория и многоаспектная проблема может быть раскрыто через категории свойства, структуры, системы, количества, эффективности, оценки, управления и др. В этом случае В. Панасюк предлагает раскрывать категорию «качество» через следующие определения:
а) качество есть совокупность свойств (аспект свойства);
б) качество структурно: оно есть система свойств или качеств частей объекта или процесса (аспект структурности);
в) качество динамично (аспект динамичности);
г) качество есть существенная определенность объекта или процесса, внутренний момент, выражается в закономерный связи составляющих частей, элементов (аспект определенности);
д) качество – основа существования объекта или процесса. В этом аспекте оно раскрывается через категории свойства, структуры, системы, границы, целостности, изменчивости, количества (аспект внешневнутренней обусловленности);
е) качество создаваемых человеком объектов и процессов обладает ценностью (аксиологический аспект).
С учетом приведенных определений, качество образования может быть представлено как совокупность свойств, которая обусловливает приспособленность образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Качество религиозного образования определялось степенью соответствия индивидуальной духовной практики – зафиксированным в тех или иных метафизических текстах представлениям о религиозном идеале. Средством выявления этого соответствия становились испытания, делавшие получение признания в новом качестве не только престижным, но и опасным делом.
Феномен «качества образования» был представлен понятием «грамотность». Вне зависимости от происхождения и предполагаемого рода занятий, умения читать, писать, выполнять простейшие математические действия становятся обязательным условием любой профессиональной карьеры. Таким образом, «грамотность» связывается не столько с «простейшим» уровнем образованности, но – с достижением общественного согласия относительно «образовательного ценза» каждого правоспособного гражданина.
Если попытаться определить наиболее значимый аспект качества образовательной практики в условиях цехового разделения труда, то мерилом качества образования такого рода выступает «мастерство» как особого рода сплав духовных традиций, секретов успешной и эффективной деятельности, индивидуальных способностей и общественной необходимости в сохранении соответствующего производства.
Все перечисленные подходы к определению качества образования в той или иной степени участвовали в формировании современных представлений о качестве образования в системе профессионального педагогического образования.
В педагогической теории исследованы различные аспекты качества образования: качество знаний, качество обучения, результаты образовательной деятельности; даны трактовки данного понятия с точки зрения дидактики, педагогики, психологии, методологии; вводятся новые категории, определяющие качество, – функциональная грамотность, образованность, компетенция.
Таким образом, можно говорить о многоаспектности этого понятия как применительно к образованию человека, так и применительно к уровням управления качеством.
Существующие подходы к определению качества образования Г.В. Гутник предлагает классифицировать следующим образом:
• эмпирическое определение качества образования (им пользуются, например, родители при выборе образовательного учреждения для своего ребенка);
• формально-отчетное определение процента успевающих на «4» и «5» при общем уровне успеваемости (такое определение часто фигурирует во многих показательных данных образовательного учреждения);
• дидактическое (определение уровня обученности на основе тестовых технологий);
• психолого-дидактическое (к предметным тестам добавляются психологические);
• педагогическое (определение качества образования включает в себя оценку уровня воспитанности);
• процессуальное (оценка качества образования по параметрам учебного процесса);
• комплексное (в оценку качества образования включаются материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т.д.);
• многопараметрическоеопределениекачества образования (используется для оценки вузовского образования и региональных образовательных систем);
• методологическое определение (качество образования – это соотношение операционально заданной цели и результата).
По мнению А.Г. Бермуса, качество результатов образования предполагает наличие нескольких систем представлений о результативности. Качество может быть определено с точки зрения
• государства (соответствие результатов образования – нормативным документам);
• общества (соответствие результата образования – потребностям рынка труда);
• личности (соответствие результата образования – ожиданиям).
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – соответствие стандартам или спецификации, второй – соответствие запросам потребителя.
Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации. Продукция демонстрирует качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель.
В связи с тем, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают, возникает вопрос о том, кто должен решить, являются ли услуги вуза качественными. Часто случается, что превосходная и полезная продукция или услуги не воспринимаются потребителями как обладающие качеством. Особенно остро эта проблема стоит в области образования. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит проблему качества образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем.