Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» | Белова Татьяна Ивановна. Работа №222643

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белова Татьяна Ивановна
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

За последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

И поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

 

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:

 

Семья -------- Детский сад --------- Родной город, село

Родная страна --------- Наша Армия

Любовь к Родине нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог, не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цели воспитания нравственных ценностей у дошкольников:

• Создание в детском саду предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию;

• Формирование нравственных ценностей;

• Воспитание гражданина и патриота своей страны;

• Воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, желания быть защитником Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

На протяжении многих лет в нашем учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №28» ведется большая работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

• Закон Российской Федерации «Об образовании».

• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

 

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами была составлена программа развития на тему: «Краеведение как составная часть нравственно патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ».

 

Ведется работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачи: Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир нашего народа в целях формирования личностного отношения к родному краю, к современной действительности). Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по нравственному воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в нашем городе Михайловск.

Были проведены ряд мероприятий для решения поставленных задач:

- Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Педсовет «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»

Педсовет «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к народной культуре».

- Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Предметно развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Проектная деятельность в ДОУ», «Дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию», «Мини – музеи в ДОО, как средство патриотического воспитания дошкольников» «Использование устного народного творчества на различных занятиях», «Требования к оформлению уголков патриотического воспитания».

- Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм нравственно - патриотического воспитания проведен семинар-практикум «Экологический мост», деловая игра «Игра – основной вид детской деятельности», деловая игра «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры».

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

 

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей – организация предметно – развивающей среды.

В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для нравственно – патриотического воспитания детей. В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию («Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко; «Нравственно воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник; «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова и др.), специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.

Основным методом работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. За время работы в этом направлении педагогами ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:

- «Они подарили нам жизнь», «День Победы»

- «Моя семья»

- «Хлеб всему голова», «Откуда хлеб пришел на стол»,

- «Животный мир родного края», «Природа родного края», «Интегрированный подход в обучении гражданственности и патриотизму», «Люби и знай родной свой край», «Моя малая родина – мой Михайловск»,…

В каждой группе воспитателями оформлены мини уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей. Для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с селом, страной, государственной символикой. Имеются флаги России, гимн и символики. Материалы по правовому воспитанию, о правах ребенка, права граждан РФ. В уголке дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны. Периодически материалы дополняются.

Для нравственно – патриотического, всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно – ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини – огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформлены стенды «Семья – это счастье», «Папы наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама – самая лучшая», «Они подарили нам жизнь». В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Мы педагоги и родители «Центра развития ребенка – детский сад №28» хотим, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной Ставропольский край, свою родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.

 

 

 

 

 

Литература:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×