Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация образовательного процесса обучающихся по обновлённым ФГОС на уроках русского языка и литературы | Билан Анна Владимировна . Работа №345015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Особое внимание уделяется методам и подходам, направленным на развитие критического мышления, функциональной грамотности и самостоятельности обучающихся. Приведены примеры практической деятельности, способствующей глубокому усвоению учебного материала и активизации познавательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБНОВЛЁННЫМ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Билан Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа 11», г. Мелитополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Особое внимание уделяется методам и подходам, направленным на развитие критического мышления, функциональной грамотности и самостоятельности обучающихся. Приведены примеры практической деятельности, способствующей глубокому усвоению учебного материала и активизации познавательной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС, образовательный процесс, русский язык, литература, компетенции, функциональная грамотность, критическое мышление.

 

Введение обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в систему образования вносит значительные изменения в подходы к обучению. Прежде всего, они акцентируют внимание на необходимости формирования у обучающихся ключевых компетенций, которые позволят им эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. В контексте уроков русского языка и литературы это означает, что преподаватели должны не только передавать знания, но и развивать у учеников способность применять их на практике.

Одним из ключевых аспектов реализации ФГОС является формирование функциональной грамотности. В рамках уроков русского языка это проявляется в умении использовать языковые знания для решения различных практических задач. Например, вместо простого изучения правил написания сочинений, обучающимся можно предложить разработать собственные тексты на основе определённых тем, анализируя их структуру, лексический выбор и стилистические особенности. Такой подход позволяет не только закрепить теоретические знания, но и развить навыки критического анализа, что является необходимым в современных условиях.

Развитие критического мышления также занимает важное место в обучении русскому языку и литературе. Преподаватели могут использовать методики, способствующие формированию аналитических навыков у обучающихся. Например, на уроке литературы при анализе произведения можно предложить ученикам рассмотреть его с разных точек зрения: как героя, так и автора, а также обсуждать культурный и исторический контекст написания текста. Это способствует более глубокому пониманию произведения и его смыслового наполнения, а также формирует у обучающихся умение аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения других.

Не менее важным является акцент на самостоятельности обучающихся. Обновлённые ФГОС требуют, чтобы ученики научились не только усваивать информацию, но и самостоятельно её искать и применять. Для достижения этой цели на уроках русского языка и литературы можно внедрять проектные задания, в рамках которых обучающиеся самостоятельно исследуют определённые темы. Например, при изучении русской классической литературы, ученикам можно предложить подготовить проекты о жизни и творчестве писателей, а также представить свои находки в виде презентаций или рефератов. Это помогает развивать навыки самостоятельной работы, ответственности и критического подхода к информации.

Для эффективной организации образовательного процесса необходимо использовать интерактивные методы обучения, которые делают уроки более увлекательными и интересными. Например, применение технологий, таких как интерактивные доски и онлайн-ресурсы, позволяет создать динамичную атмосферу на занятиях. Обучающимся можно предложить участвовать в онлайн-дискуссиях, выполнять тестовые задания или использовать интерактивные платформы для анализа текстов. Такой подход способствует активному вовлечению учеников в процесс обучения и помогает им лучше усваивать материал.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся. На уроках русского языка и литературы необходимо применять дифференцированный подход, который позволит учесть различные уровни подготовки и интересов учеников. Например, при работе с текстами можно предлагать разные виды заданий в зависимости от уровня сложности: одни ученики могут анализировать текст в общем, в то время как другие могут углубляться в его лексические и стилистические особенности. Это помогает каждому обучающемуся чувствовать себя комфортно и успешно осваивать материал.

Таким образом, организация образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях обновлённых ФГОС требует от преподавателей применения новых методов и подходов. Акцент на функциональной грамотности, критическом мышлении и самостоятельности обучающихся способствует более глубокому усвоению материала и подготовке учеников к реальным жизненным ситуациям. Внедрение интерактивных методов и индивидуализация обучения помогают создать активную и мотивирующую образовательную среду, способствующую развитию всех ключевых компетенций обучающихся.

 

Список литературы

Бакеренкова

Е.В. Актуальные аспекты преподавания русского языка в современной общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС // Гуманитарное пространство. 2018. №1.

Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие /

[Ускова И. В.,

Шамчикова

В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В.

Усковой

. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.

Филиппова Е.Г. Целеполагание как этап современного урока русского языка в условиях ФГОС // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4 (4).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×