Организация образовательной деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО | Мягкова Татьяна Михайловна. Работа №326173
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Важен индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, образовательная, продуктивная и др.
Мягкова Татьяна Михайловна, заместитель заведующего ОО
МАДОУ детский сад №16 «Рябинка» с. Быньги, Невьянский район
Организация образовательной деятельности в детском саду
в соответствии с ФГОС ДО
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Важен индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, образовательная, продуктивная и др.
Основная образовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи. На ее основе разработаны рабочие программы педагогов, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Свою педагогическую деятельность педагоги нашего ДОУ проектируют, основываясь на стандарты нового поколения. Формы работы с детьми разнообразны. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная
образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность в группах осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:
игровая
, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
коммуникативная (общение и взаимодействие
со
взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на дет
ских музыкальных инструментах);
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Совместная деятельность с детьми организуется:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей производится с учетом:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая,
познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала.
При организации партнерской деятельности с детьми используются следующие принципы:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе).
Помимо организованной образовательной деятельности во время занятий, запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
Формирование у детей положительного отношения к труду.
Педагогами используются такие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня как:
- Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
- Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
- Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
- Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
- Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
- Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
- Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
- Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Для организации самостоятельной деятельности детей создана развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с ФГОС, что является одним из важнейших условий образовательного процесса. Развивающая среда рассматривается как комплекс психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в детском саду - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, ведущей к совершенствованию структуры детской личности.
Главное требование к организации предметно-пространственной среды – ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностями педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группах находится много игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Вся организация образовательного процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всей группе. Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы. Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.
Внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ мы отметили, что заметно повысились такие качества, как:
· Интерес педагогов к образовательному процессу;
· Уровень профессиональной компетенции педагогов;
· Уровень сформированности у воспитанников предпосылок учебной деятельности.