Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация образовательной деятельности по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста | Лимина Елена Викторовна. Работа №348325

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются принципы и подходы к организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на значении экологического воспитания в раннем детстве, а также на роли воспитателя в процессе формирования экологически грамотного и ответственного поведения у детей. Описываются основные методы и приёмы, способствующие развитию экологического сознания у дошкольников через познавательную и игровую деятельность.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое сознание, воспитатель, образовательная деятельность, окружающая среда, природоохранная деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Лимина Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 7 г. Оха

Аннотация. В статье рассматриваются принципы и подходы к организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на значении экологического воспитания в раннем детстве, а также на роли воспитателя в процессе формирования экологически грамотного и ответственного поведения у детей. Описываются основные методы и приёмы, способствующие развитию экологического сознания у дошкольников через познавательную и игровую деятельность.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое сознание, воспитатель, образовательная деятельность, окружающая среда, природоохранная деятельность.

 

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В условиях возрастающего внимания к проблемам окружающей среды, экологическое воспитание играет важную роль в развитии осознанного отношения к природе и окружающему миру. Дети в раннем возрасте наиболее восприимчивы к новому опыту и знаниям, поэтому именно в этот период закладываются основы ответственного поведения в природе, бережного отношения к природным ресурсам и понимания значимости экологических проблем. Воспитатели должны активно вовлекать детей в процессы познания окружающего мира, формируя у них экологическое сознание через образовательную и игровую деятельность.

Дошкольный возраст является критическим периодом для формирования базовых представлений о мире. В этот период ребёнок учится познавать окружающую среду, устанавливать связи между явлениями и событиями, развивать элементарные понятия о жизни растений, животных, о состоянии и значении природных ресурсов. Задача воспитателя — обеспечить ребёнку возможность взаимодействовать с природой, развивая в нём любовь и уважение к ней. Для этого необходимо создать образовательную среду, способствующую развитию экологической грамотности, которая будет основой для формирования дальнейших осознанных экологически ответственных действий.

Одним из основных принципов организации образовательной деятельности по формированию экологических представлений у детей является использование активных методов обучения. Важно не только передавать детям информацию о природе, но и вовлекать их в практическую деятельность, связанную с изучением окружающей среды. Это позволяет детям не просто получать знания, а активно взаимодействовать с природой, что способствует лучшему усвоению экологических понятий. Для этого воспитателю необходимо организовывать занятия, которые будут включать наблюдения за природными объектами, участие детей в уходе за растениями, изучение жизни животных и их среды обитания.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте требует комплексного подхода, в рамках которого дети изучают различные аспекты взаимодействия человека и природы. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы дети осознавали свою роль в природе, понимали необходимость бережного отношения к ней и научились практическим способам сохранения окружающей среды. В процессе формирования экологических представлений важно учитывать, что дети дошкольного возраста воспринимают информацию через свои собственные наблюдения и опыт. Поэтому воспитатели должны создавать условия для того, чтобы дети могли непосредственно взаимодействовать с природой и наблюдать её изменения.

Использование познавательных прогулок и экскурсий на природу является одним из эффективных способов формирования у детей дошкольного возраста экологического сознания. Такие мероприятия позволяют детям наглядно увидеть и понять многообразие природного мира, наблюдать за жизненными циклами растений и животных, изучать изменения природных объектов в разные времена года. Прогулки и экскурсии также способствуют развитию у детей способности к наблюдению, что играет важную роль в экологическом воспитании. Важно, чтобы воспитатели проводили обсуждения и беседы по итогам таких мероприятий, помогая детям осмыслить полученные впечатления и знания.

Игровая деятельность также играет ключевую роль в формировании экологических представлений у дошкольников. Через игры дети могут в доступной для них форме усваивать информацию о природных явлениях, узнавать о жизни растений и животных, а также учиться осознанному отношению к природе. Важной задачей воспитателя является организация таких игр, которые будут не только развлекать детей, но и развивать их экологическое сознание. Например, ролевые игры, в которых дети исполняют роли животных или природных объектов, помогают им лучше понять законы природы и значимость её сохранения.

Кроме того, экологическое воспитание должно включать элементы трудовой деятельности. Участие детей в уходе за растениями, кормлении животных или создании мини-экосистем (например, в виде террариумов или аквариумов) способствует развитию у них чувства ответственности за природу и её обитателей. Практическое взаимодействие с природными объектами позволяет детям не только получать новые знания, но и формировать навыки заботы о живых существах и окружающей среде.

Воспитателю необходимо уделять внимание развитию у детей эмоционального восприятия природы. Эмоциональная вовлечённость играет важную роль в процессе экологического воспитания, так как именно через эмоции дети начинают понимать значимость природоохранной деятельности. Воспитатели могут использовать художественные произведения, такие как сказки, стихи и рассказы о природе, которые помогут детям осознать красоту окружающего мира и необходимость его сохранения. Обсуждение прочитанного также способствует развитию у детей способности к сопереживанию природе, что является важным шагом в формировании экологического сознания.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важной частью образовательного процесса, так как именно в этом возрасте закладываются основы осознанного отношения к природе. Воспитатели играют ключевую роль в формировании у детей экологического сознания, развивая у них интерес к окружающему миру и желание его сохранять. Организация образовательной деятельности по экологическому воспитанию должна быть разнообразной и включать познавательные, игровые и трудовые элементы. Систематическая работа по формированию экологических представлений у дошкольников позволяет создать прочную основу для их дальнейшего ответственного поведения в отношении окружающей среды.

 

Список литературы

1. Симонова Е. Н. О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта работы) / Е. Н. Симонова, О. В. Москалева, Л. В. Елисеева, Н. Н. Березкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 139-143.

2. Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий / А. В. Немухина, Ю. А. Шопина, С. П. Разумовская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 183-185.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×