Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования | Шишкина Алёна Анатольевна. Работа №349643
Одной из главной задачей является работа специализированной инновационной открытой образовательной и социально-педагогической системы. Она создаётся на базе организации дополнительного образования детей и по определению ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей детей с ОВЗ в воспитании, качественном и доступном дополнительном образовании, адаптации их к жизни в обществе, развитии творческой индивидуальности, личностном и профессиональном самоопределении.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Одной из главной задачей является работа специализированной инновационной открытой образовательной и социально-педагогической системы. Она создаётся на базе организации дополнительного образования детей и по определению ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей детей с ОВЗ в воспитании, качественном и доступном дополнительном образовании, адаптации их к жизни в обществе, развитии творческой индивидуальности, личностном и профессиональном самоопределении.
Для работы Дома детского творчества г. Тарко-Сале именно это направление стало приоритетным. Представляется, что сегодня у нас уже сложилась небезынтересная практика, проявились некоторые преимущества.
Прием детей-инвалидов осуществляется обязательно на основе принципов добровольности, сотрудничества и сотворчества. Обучение таких воспитанников в системе ДО проводится в коллективах совместно со здоровыми детьми. Мы уверены, что это позволяет более успешно и в период учёбы, и в дальнейшем решать вопросы их дальнейшей адаптации к жизни. Сама атмосфера Дома творчества, с любовью созданная и постоянно поддерживаемая его коллективом, несомненно, способствует формированию мировоззрения ребёнка с позиции полноправного члена общества – такого, где педагоги и дети относятся к нему не как к инвалиду, а как к одному из членов многочисленного детского коллектива.
При этом у здоровых ребят есть прекрасная возможность и, что крайне важно, реальная жизненная практика в том, чтобы научиться верному – в том числе, безусловно, бережному – общению со сверстниками, у которых те или иные возможности ограничены. Сотрудники Дома детского творчества (педагоги ДО, методисты, педагог-психолог, педагоги-организаторы) оказывают комплексную помощь ребенку, работают в тесном контакте по единой программе реабилитации, осуществляя совместно обучение, воспитание и развитие растущего человека.
В нашем Доме соблюдается важный принцип в работе с такими детьми: дифференцированный (в частности, индивидуализированный) подход к возможностям каждого ребёнка, предоставление нагрузки, соответствующей именно его психофизическим возможностям, постепенное увеличение сложности выполняемых заданий и реализуемых проектов.
Для ребятишек и их родителей у нас создаются комфортные условия. Одно из важнейших – это то, что воспитанник ни в коем случае не изолируется от родителей. Более того, родители являются главными экспертами и помощниками в организации работы с детьми. Вместе с тем наши педагоги, методисты проводят значимую и значительную работу с родителями, направленную на то, чтобы реабилитационный процесс продолжался и дома.
Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей в немалой степени способствует и организованная досуговая деятельность.
Нельзя не отметить, что в последние годы в Доме детского творчества существенно расширилась сфера образовательных и воспитательных услуг, ориентированных на контингент детей с ОВЗ.
С 2016 по 2020 год Дом детского творчества являлся эффективно работающей федеральной инновационной площадкой по теме «Моделирование единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья». В доме творчества образовательное пространство выстраивается как многоуровневая система, основанная на принципах инклюзии и интеграции, которая представлена следующими структурными компонентами: обучения и творческого развития, воспитательный, социализирующий, профориентационный, психолого-педагогический.
С 2001 года в Доме детского творчества создано детское объединение «Детский орден милосердия» - это ДОМ, где живут добрые, дружные, не равнодушные ребята, под девизом: «Мы вместе, рядом, прочно, надежно и надолго», готовые прийти на помощь. В работе этого объединения большую роль мы отводим взаимодействию, сотрудничеству и сотворчеству детей с ОВЗ и здоровых детей, как уже упоминалось ранее. Практика подтверждает, что это существенно расширяет возможности для творческого развития, реализации интересов, реабилитации и социализации в обществе, занятости ребёнка, подростка и впоследствии взрослого человека организованными формами досуга.
За уже достаточно продолжительное время работы ДОМ обрел свою историю,
Разработана и внедряется авторская программа «Мы вместе», по которой обучаются ребята в количестве пятьдесят девять человек. Из них тридцать детей имеют ограниченные возможности здоровья.
Реализация программы направлена на формирование и воспитание полноценной личности ребенка с учетом его индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей. Основные задачи (и вместе с тем идеи) названной программы не только в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но и в том, чтобы
создать единое образовательное и воспитательное пространство для совместного творчества,
помочь формированию атмосферы теплых дружеских отношений,
наиболее полно выявить возможности личности и коллектива, способствующие благоприятной адаптации и интеграции тех, чьи возможности ограничены.