Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями | Корнева Ольга Николаевна. Работа №338409

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает актуальную проблему организации обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает необходимость создания специализированных условий для развития коммуникативных навыков у детей с ТНР, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. В статье  представлены принципы и подходы к организации обучения и воспитания детей с ТНР, включая индивидуальный и комплексный подход, доступность образования и применение разнообразных методов обучения.

Ключевые слова: Тяжелые речевые нарушения (ТНР), ФГОС, индивидуальный подход, альтернативные средства коммуникации, развитие коммуникативных навыков.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Корнева Ольга Николаевна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №41 «Росинка», г. Нижневартовск

 

Аннотация: Статья рассматривает актуальную проблему организации обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает необходимость создания специализированных условий для развития коммуникативных навыков у детей с ТНР, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. В статье представлены принципы и подходы к организации обучения и воспитания детей с ТНР, включая индивидуальный и комплексный подход, доступность образования и применение разнообразных методов обучения.

Ключевые слова: Тяжелые речевые нарушения (ТНР), ФГОС, индивидуальный подход, альтернативные средства коммуникации, развитие коммуникативных навыков.

 

Современное образование ставит перед собой задачу обеспечения полноценного развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей. Однако, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (далее ТНР) восприятие и использование языка может быть серьезным вызовом. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникает необходимость организации специализированного обучения и воспитания для дошкольников с данными нарушениями.

Дошкольник с ТНР нуждается в особом подходе к обучению и воспитанию. Эти дети испытывают трудности в использовании и понимании речи, что затрудняет их социализацию и общение с окружающими. Организация обучения и воспитания таких дошкольников требует участия специализированного персонала и создания благоприятной обстановки для развития и поддержки их коммуникационных навыков.

Принципы и подходы к организации обучения и воспитания дошкольников с ТНР в рамках ФГОС:

1) Индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои особенности и потребности, поэтому важно учитывать их при составлении программы обучения. Разработка индивидуальных планов поможет определить цели и задачи, а также выбрать необходимые методы и техники работы с каждым конкретным ребенком.

2) Комплексный подход. Речевые нарушения могут влиять не только на развитие речи, но и на другие сферы – познавательную, эмоционально-волевую, моторную и т.д. Поэтому необходимо учитывать всесторонние потребности детей и предоставлять им возможности для развития всех аспектов личности.

3) Доступность образования. Для детей с ТНР необходимо создавать условия, которые позволяют им получать образование и развиваться наравне с другими детьми. Это могут быть специальные адаптированные учебные материалы, использование различных коммуникативных технологий, помощь специалистов и т.д.

Также важно применять разнообразные методы и техники обучения и воспитания. Комплексный подход предполагает использование различных методик и подходов, таких как игровая деятельность, арт-терапия, музыкотерапия, речевые тренировки и др. Это позволяет учить детей всесторонне и эффективно.

В условиях современного образования требуются новые и современные методики, которые позволят максимально эффективно помочь детям с речевыми нарушениями развить их коммуникативные и языковые навыки, такие как:

- использование альтернативных средств коммуникации. Это может быть различное специализированное оборудование, программное обеспечение или устройства, которые позволяют ребенку передавать свои мысли и сообщения без использования речи. Например, такие средства коммуникации включают в себя специальные аппараты с символами или графическими изображениями, а также компьютерные программы с изображениями и звуками.

- использование игровых технологий и компьютерных программ в обучении. С помощью специализированных игровых приложений дети с тяжёлыми речевыми нарушениями могут улучшить свою речь и языковые навыки, а также развить логическое мышление и внимание. Игровые технологии позволяют ребенку взаимодействовать с программами и получать обратную связь, что способствует его развитию.

- использование мультимедийных материалов и интерактивных учебных пособий. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями могут изучать различные предметы и явления мира с помощью аудио- и видеоматериалов, игр, заданий и упражнений, которые стимулируют их коммуникативные и языковые навыки. Мультимедийные материалы и интерактивные учебные пособия создают условия для участия детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе наравне с другими детьми.

Таким образом, эффективные практики и инновационные подходы в обучении и воспитании дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями являются важным элементом реализации ФГОС. Использование альтернативных средств коммуникации, игровых технологий и компьютерных программ, а также мультимедийных материалов и интерактивных учебных пособий позволяет детям с речевыми нарушениями развивать свои коммуникативные и языковые навыки, активно включаться в образовательный процесс и достигать успешных результатов.

 

Список литературы

1. Помазкова В. Ю. Методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: - Тольяттинский государственный университет, Тольятти, 2021, 75 с.

2. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 560 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×