Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация оценивания учащихся начальных классов на уроках русского языка | Сергиенко Ирина Александровна. Работа №345907

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к организации системы оценивания учащихся начальных классов на уроках русского языка. Особое внимание уделяется роли оценивания в формировании познавательной мотивации, развитию языковых компетенций и грамотности младших школьников. Приводятся примеры различных методов оценивания, таких как традиционные отметочные и безотметочные формы, самооценка и взаимное оценивание.

 

Ключевые слова: оценивание, начальные классы, русский язык, мотивация, самооценка, языковые компетенции, формирующее оценивание.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Сергиенко Ирина Александровна, учитель

ГБОУ «Провальский УВК» с. Провалье

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к организации системы оценивания учащихся начальных классов на уроках русского языка. Особое внимание уделяется роли оценивания в формировании познавательной мотивации, развитию языковых компетенций и грамотности младших школьников. Приводятся примеры различных методов оценивания, таких как традиционные отметочные и безотметочные формы, самооценка и взаимное оценивание.

Ключевые слова: оценивание, начальные классы, русский язык, мотивация, самооценка, языковые компетенции, формирующее оценивание.

 

Оценивание в системе начального образования является важным инструментом, который не только помогает учителю отслеживать успеваемость учеников, но и оказывает значительное влияние на их отношение к учебному процессу, мотивацию и самооценку. В начальной школе, особенно на уроках русского языка, оценивание становится средством развития языковых и коммуникативных компетенций, что требует особого внимания к тому, как организована эта работа.

На уроках русского языка оценивание не ограничивается только проверкой грамотности или знания правил, но и включает в себя оценку навыков чтения, письма, речевой деятельности, а также понимания текстов и их анализа. Важно, чтобы оценивание в начальной школе способствовало развитию интереса к языку и литературе, а не приводило к страху перед ошибками или наказаниями за неудачи.

Система оценивания на уроках русского языка в начальной школе выполняет несколько ключевых функций. Прежде всего, она позволяет учителю объективно оценивать достижения учеников, корректировать процесс обучения, выделяя те аспекты, которые требуют доработки или углубления. Однако важной является не только контрольная функция оценивания, но и его развивающий аспект. Формирующее оценивание способствует осознанному усвоению материала, а также развивает у учащихся умения самостоятельно оценивать свои достижения и корректировать ошибки.

На начальной стадии обучения важно создавать такие условия, при которых оценивание стимулирует познавательный интерес и желание совершенствоваться. Ученики младшего школьного возраста еще только формируют свое отношение к учебе, поэтому оценивание должно оказывать поддерживающее воздействие, укреплять уверенность в своих силах, а не концентрироваться исключительно на выявлении ошибок.

В рамках преподавания русского языка в начальных классах используются различные формы и методы оценивания, которые можно условно разделить на отметочные и безотметочные. Традиционная отметочная система, выражающаяся в выставлении баллов, остается одной из основных форм оценки знаний, но на современном этапе все большее значение приобретают альтернативные подходы, основанные на индивидуальной траектории развития ребенка.

Безотметочные формы оценивания предполагают анализ процесса выполнения задания, фиксацию успехов ученика и предложений по дальнейшему совершенствованию навыков. Такой подход позволяет избежать излишней тревожности у детей, особенно на этапе формирования базовых навыков грамотности и письма. Он акцентирует внимание на прогрессе и помогает ребенку осознавать свои достижения без страха перед негативной отметкой.

Формирующее оценивание стало важным элементом современной педагогической практики. Оно предполагает постоянную обратную связь между учителем и учеником, что позволяет последнему осознанно подходить к обучению и улучшению своих навыков. В этом контексте учитель не просто оценивает выполненные задания, но также обсуждает с учащимися их сильные и слабые стороны, предоставляет рекомендации по дальнейшей работе.

Самооценка и взаимное оценивание учащихся — это важные методы, которые помогают развивать у детей критическое мышление и умение анализировать свою работу. Самооценка позволяет ученикам осознавать, как они справились с заданием, какие ошибки допустили и что необходимо улучшить. Этот процесс способствует формированию у детей ответственности за результаты своего труда и стремления к саморазвитию.

Взаимное оценивание — еще один метод, который может быть эффективно использован на уроках русского языка. Ученики анализируют работы своих одноклассников, давая друг другу обратную связь. Этот процесс способствует не только развитию критического мышления, но и улучшению коммуникативных навыков, умению корректно и конструктивно высказывать свои замечания.

Использование самооценки и взаимного оценивания особенно полезно при изучении таких тем, как написание сочинений или изложений, где требуется глубокий анализ текста, его структуры и логики. Эти методы позволяют детям осознавать, что оценка — это не просто отметка, а инструмент для самосовершенствования.

Оценивание на уроках русского языка в начальной школе должно быть организовано таким образом, чтобы оно способствовало развитию языковой грамотности, познавательного интереса и самооценки учащихся. Комбинирование различных методов оценивания — от традиционного отметочного до формирующего и безотметочного — позволяет учителю более гибко подходить к оценке достижений детей, учитывая их индивидуальные особенности и темпы развития.

Важно, чтобы система оценивания не только фиксировала ошибки, но и направляла учащихся к самосовершенствованию, укрепляла их уверенность в своих силах и способствовала развитию критического мышления. Самооценка и взаимное оценивание также играют ключевую роль в этом процессе, помогая детям осознавать свою роль в учебном процессе и формировать ответственное отношение к собственным достижениям.

 

Список литературы

1. Польченко Е. В. Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования / Е. В. Польченко, Л. И. Ермолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 194-197.

2. Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно- методической конференции / сост., отв. ред. А. А. Сергеенко; Российская академия образования. — М.: Диона, 2017. — 236 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×