ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Рыбакова Ольга Петровна. Работа №268698
Автор: Рыбакова Ольга Петровна
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье описывается как организовать подвижные игры для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста на прогулке.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рыбакова О.П., воспитатель,
МБДОУ «Детский сад N 49» г.о. Самара
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого – медико – педагогической комиссией.
Помимо обычных детей с нормой развития, в группу детского сада ходят дети с диагнозом ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Важная ценность в подвижных играх для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в возможности одновременного воздействия на психическую и моторную сферу – в процессе подвижных игр происходит быстрая смена игровых ситуаций, что предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, нестандартным действиям и быстроте реакций
В выборе подвижных игр для воспитанников нашей группы мы обязательно предусматриваем содержание и дозировку нагрузки, так же предусматриваем постепенное усложнение игр, чередуя их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
При выборе подвижных игр на прогулке и методики их проведения мы учитываем в первую очередь степень ограничения подвижности ребенка, его физические и психические возможности, истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.
Организовывая проведение подвижных игр мы выделяем последовательные этапы подготовки:
Первый этап – выбор подвижных игр.
Это зависит от возрастных особенностей детей, степени их подготовки и количества участников. При выборе подвижных игр мы также учитываем желание самих детей.
Второй этап - подготовка места для подвижных игр.
Важно учитывать условия погоды и место проведения для подвижных игр. Для подвижных игр необходимо соблюдать меры предосторожности и приготовить детскую площадку, проверить и очистить, если это требуется.
Третий этап – подготовка инвентаря для подвижных игр.
Инвентарь заготавливаем и продумываем заранее. К нему относятся: красочные и заметные флажки, ленты, мячи, эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Своевременно подготавливаем какие-либо приспособления, инструменты для подачи звуковых сигналов: колокольчики, свистки, звоночки.
Четвёртый этап - разметка площадки для подвижных игр.
Подвижные игры «Хитрая лиса!», «По местам», «Не задень», «Лягушки и цапли», «Волк во рву» и т.д. с детьми проводим на твердых покрытиях. Если разметка требует много времени, то её делаем до начала игр. Границы ярко очерчены, в качестве ограничителей мы используем цветные ленты, веревки. Намечаем линию границ от препятствий: стен, деревьев, пней и т.д. не ближе трех метров.
Пятый этап - расстановка участников подвижных игр.
Прежде чем начать игру, указываем играющим исходное положение так, чтобы они хорошо видели и слышали нас, в это время мы не находимся в центре, так как в таком случае половина участников игры окажутся за нашей спиной. При объяснении правил игры следим, чтобы дети не стояли лицом к солнцу - так как они плохо будут видеть нас как ведущего.
Шестой этап – объяснение правил и хода подвижных игр и назначение водящих.
В подвижной игре определяем роли играющих и их местонахождения. Содержание и правила подвижной игры - образное, понятное, логичное и последовательное. В зависимости от сюжета и возраста детей излагаем их в увлекательной сказочной форме. В подвижных играх с детьми с нарушениями зрения, слуха и интеллекта мы объясняем правила подвижных игр, показывая все движения с предварительным пробным воспроизведением, так как непонимание правил может негативно сказаться на восприятии игры.
Обязанности водящего в игре оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка. Поэтому мы распределяем так, чтобы как можно больше детей могли быть в роли водящего. Роли водящих мы распределяем по-разному: выбираем по желанию детей, по жребию, определяем тех, кто хочет быть водящим, и т. д. Мы чередуем соответствующие способы в зависимости от задач, внешних условий, характера игры, количества игроков и их настроения.
Седьмой этап - распределение по командам в подвижных играх.
Проводя командные игры или эстафеты с элементами соревнования мы делим детей на команды, примерно равные по силам. Учитываем важный момент, если в игре участвуют дети с разными двигательными дефектами. Меняем состав команд, но при этом учитываем желание самих детей.
Восьмой этап - дозировка нагрузки в подвижных играх.
В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры рассчитываем нагрузку в играх. Нагрузка может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или развивающей (тренирующей). Индивидуальное воздействие игры легко определить по пульсу, а регулировать нагрузку можно временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, включением интервалов для отдыха, суммарным количеством игр в определенный отрезок времени, их чередованием и т.п.
Девятый этап - окончание подвижных игр.
Как только у игроков появляются первые признаки усталости, заметны первые признаки утомления и снижается интерес к игре - игру прекращаем. На протяжении всех игр внимательно следим за состоянием играющих детей, чтобы вовремя увидеть их изменения в состояние. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих.
На отдельную игру подвижного характера отводится около 7 минут:
- вводная часть (до 1 минуты);
- представление правил (около 2 минут); собственно игра (до 3–5 минут);
- заключительный этап (до 1 минуты) - включает рефлексию играющих в форме ответа на вопрос: «Тебе понравилась /не понравилась игра и почему?».
Для уставших игроков вполне возможно досрочное окончание игры.
Десятый этап – подведение итогов подвижных игр.
Игровые задания и игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого играющего. При объявлении результатов игры кратко разбираем её, анализирую ошибки. К такому анализу привлекаем и детей, этим способствуем развитию наблюдательности у играющих, уточнению правил игры, приучаем к осмыслению действий и сознательной дисциплине.
Крики, радости, свобода выражения чувств, подбадривание болельщиков общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. По окончании ее дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для нас очень важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду.
После окончания игры объявляем победителей. Обязательно отмечаем успехи детей и тех, кто проиграл, это стимулирует их к дальнейшему участию в играх.
Список литературы
1. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М, : Просвещени, 1995.
2. Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников»/ О.В.Головин . Новосибирск 2009
3. Старковская В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей» / В.Л.Старковская М, : Просвещени, 1994.
4. Щебеко В.Н,. Ермак Н.Н « Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М, : Просвещени, 2000.