Организация познавательной краеведческой игротеки | Дьякова Светланв Витальевна. Работа №287452
Автор: Дьякова Светланв Витальевна
В статье дается описание по организации краеведческой игротеки играми познавательной направленности. Дается подробное описание ТРИЗ игры"Лента времени", кроссенсов, авторской игры "Узнай по фото и обведи в кружок". Таким образом, основанная на игровом методе, краеведческая игротека не только позволяет в подходящей для детей дошкольного возраста форме создавать условия для познавательной деятельности, но и играет уникальную роль в приобщении детей к истории и культуре Северного края, и может быть полезна педагогам ДОО.
Дьякова Светлана Витальевна,
воспитатель детского сада «Солнышко»
СП МБОУ «Киземская СОШ»
Краеведческая игротека как эффективное средство организации познавательной деятельности дошкольников
В настоящее время перед современным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос – задача краеведения. Игры по краеведению обладают уникальной возможностью развивать познавательную активность дошкольников с помощью краеведческих ресурсов и средств. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Основная цель такой работы – знакомство с родным краем. Как же найти те формы работы по знакомству с родным краем, которые интересны и понятны детям?
Здесь на помощь пришла игротека. Игротека как форма воспитания и обучения дошкольников активно применяется в современной образовательной практике дошкольных образовательных организаций. Организация игротеки в детском позволяет решать комплекс задач по формированию у детей познавательной активности. Краеведческая игротека позволяет развивать интеллектуальные способности дошкольников, систематизировать и углублять их знания о природе, истории, культуре родного края, способствует расширению социальных контактов и формированию социальных навыков, реализации творческого потенциала взрослых и детей.
В краеведческой игротеке находится дидактический материал: дидактические игры, направленные на решение разных обучающих, развивающих и воспитательных задач; иллюстративный материал; коллекции предметов и материалов; оборудование для организации наблюдений, опытов и экспериментов. В специальном месте собрана познавательная литература: книги, альбомы, карты, репродукции, наборы открыток, имеются материалы для продуктивных видов деятельности
В этой статье я познакомлю вас играми, которые вызвали у детей наибольший интерес и способствовали развитию познавательной активности. Так, при ознакомлении с поморскими ремёслами, в частности с предметами быта, использовала игровое пособие «Лента времени». «Лента времени» представляет собой картонную полосу с кармашками и плоскостные следочки на липучках. Цель: обучение детей мыслительным операциям при ознакомлении с поморскими ремёслами, с предметами быта и растительностью Севера через преобразования выбранного объекта во времени, представляя его прошлое и будущее. Например, детям предлагается взять любой предмет быта и совершить путешествие в прошлое и будущее объекта. Картинки прошлого и будущего предмета дети могут зарисовывать сами, придумывая свои варианты ответов или использовать. Дети могут объединиться в пары: один путешествует в прошлое объекта, а другой в будущее. Здесь очень важно выполнять правило: выбранный объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.
Примерный ход игры: (приложение 1)
Вся одежда в старину изготавливалась дома. Обычным рукоделием в боярских и крестьянских домах было прядение и ткачество, шитьё и вышивание. Для этого ремесла нужны были инструменты: прялка, веретено и ткацкий станок. Для обследования я выбрала объект – предмет быта прялку. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. Их хранили всю жизнь и передавали как память следующему поколению. На Севере прялки были с лопастью. Прялка – объект рукотворного мира. Я ставлю её на ленту времени. Начинаю своё путешествие с помощью следов. В прошлом прялка была простым деревом (липой или осиной, клёном, берёзой). «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну, а веретено было березовым. Из дерева делали доски, а из доски вырезали прялку. Не одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно как прялка. Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу», и бока резные, и стояк с «яблоком». В будущем наша прялка может оказаться в музее, её можно использовать для украшения интерьера, как подставку для цветов. Использовать как дрова или как игрушку для детских игр (см. приложение 1).
Второй объект – это северная ягода брусника. Она относится к растительному миру. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Я ставлю её на ленту времени и начинаю путешествие. Весной семечко прорастёт в земле, станет маленьким кустиком. Летом брусничные кусты разрастутся и зацветут. После цветения появиться плод зеленовато – белого цвета. К концу лета ягода покроется красной кожицей. Осенью, спелую бруснику собирают. Оставшиеся ягоды зимой западают снегом и замерзают. А брусничные листья во все времена года остаются зелёными (см. приложение 1). Так же, для описания объекта, можно использовать различные органы чувств, изображенные на карточках – схемах. Один ребёнок показывает карточку, другой даёт правильный ответ, используя слова: я слышу, я чувствую, я ощущаю и т.д. (например, я чувствую, как пахнет лесом брусника, я слышу, как ветер колышет кустики брусники, я ощущаю деревянную поверхность прялки). (См. приложение 1).
При проведение игротеки активно использую такой нетрадиционный метод как кроссенс. Кроссенс – это метод познавательной инициативы логического и мыслительного мышления. Кроссенс - загадка, ребус, ассоциативная головоломка нового поколения - настоящее интеллектуальное лакомство. Цель кроссенсов: научить детей устанавливать логические цепочки между картинками, объединяя их в тематические кроссенсы. Первые кроссенсы были составлены по темам наиболее близким, понятным детям: «Домашние животные», «Семья» (см. приложение 3). Кроссенс «Север, край, где мы живём» был использован для закрепления и проверки знаний. В приложении полностью описан ход кроссенса. (см. приложение 3). Дети с удовольствием разгадывают кроссенсы, пытаются придумывать свои.
Для индивидуальной работы с детьми вношу в игротеку игры на закрепление знаний, полученных на занятиях. Например, после завершение тематической недели «Знаменитые люди Севера» предложила детям следующие игры:
Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязь предметами творчества с именем знаменитого земляка.
Ход: (приложение 4)
1 вариант.
Игра «Узнай по фото и обведи в кружок».
- обведи в кружок зелёного цвета портрет человека, который создал школу мозаичного искусства (Михайло Васильевич Ломоносов)
- обведи в кружок красного цвета портрет человека, который был автором нескольких десятков книг, поэм и стихотворений, а песни, написанные на его стихи, были известны всей стране. (Ольга Александровна Фокина)
- обведи в кружок синего цвета портрет человека, который в своих произведениях описывал природу Поморья – Русского севера и стал известным, главным образом, историями из жизни поморов (Борис Викторович Шергин)
- обведи в кружок жёлтого цвета портрет человека, в руках которого мрамор превращался в пушистый мех и узорные кружева, в тяжёлый бархат и воздушный шёлк (Федот Иванович Шубин)
- обведи в кружок чёрного цвета портрет человека, который был художником Арктики (Александр Алексеевич Борисов)
- обведи в кружок коричневого цвета портрет человека, который был известным северным сказочником (Степан Григорьевич Писахов)
2 вариант.
«Соедини портрет знаменитого человека Севера с предметом его творчества».
(см. приложение 4)
Итак, основанная на игровом методе, краеведческая игротека не только позволяет в подходящей для детей дошкольного возраста форме создавать условия для познавательной деятельности, но и играет уникальную роль в приобщении детей к истории и культуре Северного края.
Литература:
https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskaya-igroteka-kak-forma-priobscheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-kulturno-istoricheskim-tsennostyam-regiona
https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1710