Название статьи:
Организация практической подготовки студентов педагогического колледжа в условиях реализации профессиональных и образовательных стандартов | Мой кабинет. Работа №349050
Дата публикации:
29.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Описано о видах профессиональной деятельности, профессиональных качествах необходимых для осуществления практической деятельности в условиях образовательных организаций. Об ктуальных вопросах, связанных с подготовкой кадров для детских садов обязательных требований к дошкольному образованию, ФГОС ДО
Организация практической подготовки студентов педагогического колледжа в условиях реализации профессиональных и образовательных стандартов
Преподаватель ГБОУ СПО СО НТПК № 1
Нижникова В.Г.
В Концепции модернизации российского образования основная цель профессионального образования определена как подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, с.5].
Всё выше сказанное особенно актуально для профессиональной подготовки педагогов. Нестандартность и полифункциональность педагогических задач от эффективности, решения которых зависит будущее всего общества, не раз отмечалась в современных исследованиях, посвященных профессиональному педагогическому образованию.
В системе профессионального педагогического образования достаточно конкретно и четко определены виды профессиональной деятельности, профессиональные качества необходимые для осуществления практической деятельности в условиях образовательных организаций. И здесь необходимо отметить, что в профессиональном стандарте педагога принятого 18.10.2013, предъявлены требования к педагогу (воспитателю), личностным качествам и профессиональным компетенциям, отражающим специфику его работы на дошкольном уровне общего образования [2, с.7].
В соответствии с Федеральным законом РФ Об образовании в Российской Федерации дошкольное образование является одним из уровней общего образования, что, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Исходя из этого, перед нами стоит важнейшая задача – привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования и создавать условия для качественной практической подготовки будущих воспитателей, выпускников педагогического колледжа.
Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования, государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к дошкольному образованию.
Современное переосмысление цели и содержания образования, переориентация его на возможно более полное раскрытие и реализацию личностного и профессионального потенциала студентов требуют от педагогической науки поиска путей развития их готовности к качественному выполнению задач будущей трудовой деятельности. Несомненно, что гуманистический образовательный процесс на современном этапе должен быть направлен одновременно как на создание необходимых условий для овладения студентами обобщенными способами профессиональных действий, так и на обретение их личностного смысла.
Обозначенные проблемы в системе профессионально-педагогического образования стимулируются усилением дифференциации обучения, расширением спектра вариативности учебных программ. Это создает объективные предпосылки для обоснования новых подходов к исследованию процесса профессиональной подготовки специалиста и формирования профессиональной компетентности будущего педагога.
Содержание педагогического образования не всегда успевает за быстрыми изменениями реальной дошкольной действительности, усиливается разрыв между актуальными потребностями современного дошкольного учреждения и качеством подготовки воспитателей. Это сказывается на практической деятельности сегодняшних воспитателей, делает еще более значимой профессиональную подготовку будущих педагогов, совершенствование механизмов развития профессионального потенциала педагога на всех этапах его профессионального становления, проектирование достигаемых образовательных результатов.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения в рамках программ подготовки педагогов предусматривают увеличение времени, отводимого на практическую подготовку студентов на базе дошкольных образовательных учреждений. ФГОС СПО предполагает модульное обучение, с учетом междисциплинарного подхода и интеграции. В связи с этим, студенты педагогического колледжа, обучающиеся по специальности Дошкольное образование, наряду с приобретенными знаниями и умениями должны иметь практический опыт, полученный в ходе учебной и производственной практики.
Практика студентов педагогического колледжа является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) и проводится в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009г. №530), Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013г. № 291).
Целью практической подготовки студентов педагогического колледжа является комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение студентами необходимых умений и опыта практической работы по специальности Дошкольное образование.
Содержание, структура, формы организации и сроки профессиональной производственной практики определяются в соответствии с учебными планами, особенностями требований образовательного стандарта, с учетом целей, задач, специфики и профиля специальности. Основываясь на нормативных документах, анализе отзывов о работе студентов-практикантов, в нашем педагогическом колледже разработаны программы практик, каждая из которых содержит виды работ, задания, соответствующие профессиональному стандарту педагога и ФГОС дошкольного образования.
Практика по освоению профессиональных модулей включает в себя следующие виды работ: изучение опыта организации различных видов детской деятельности в режимных моментах на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений, изучение форм работы с детьми раннего и дошкольного возраста, знакомство с различными типами дошкольных учреждений и их спецификой работы; овладение практическими навыками по видам деятельности: планирование, организация и проведение различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной), общения, занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе, направленных на развитие детской одаренности и коррекцию имеющихся у детей трудностей в обучении, диагностики, осуществление взаимодействия с родителями, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание программ дает полное представление об условиях реализации практического обучения, контроле, оценке результатов овладения студентами общих и профессиональных компетенций, умением выстраивать образовательный процесс в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта педагога.
Методические рекомендации по организации и проведению практики обеспечивают ориентацию студентов и потенциальных работодателей в содержании и требованиях к конкретному виду практики и профессионально-ориентированной деятельности.
Большое значение в становлении профессиональных компетенций будущих воспитателей имеет организация общественных презентаций и конференций по итогам практики, где обязательным условием является присутствие работодателя.
В процедуру оценивания результатов практической подготовки студентов включаем: рефлексию, сбор методической копилки, создание портфолио. Предметом оценки практики является приобретение практического опыта студентами и соответствие их профессиональных компетенций требованиям профессионального стандарта педагога (воспитатель ДОУ) и ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, процесс освоения профессиональной деятельности, развития профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств рассматривается как становление профессионала. При этом, профессионально значимые качества, формирующиеся в ходе практической подготовки студентов колледжа, понимаются как индивидуальные качества педагога, влияющие на эффективность педагогической деятельности и успешность ее освоения. Процесс профессионального становления будущего педагога, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как развитие его профессионального потенциала, которое происходит под влиянием внешних воздействий, в ходе практической подготовки, индивидуальных усилий личности, и единством требований, определенных в нормативных документах, регламентирующих работу педагогов дошкольных организаций.
Список литературы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Текст]. – 2011.
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Текст].// Приказ Минтруда России № 544- 2013.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ [Текст]. – 2012.
ФГОС СПО. Дошкольное образование [Текст]. – 2009.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]. // Педагогика. – 2009.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения, Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. Центр Академия. – 2007.
Скачать работу
Преподаватель ГБОУ СПО СО НТПК № 1
Нижникова В.Г.
В Концепции модернизации российского образования основная цель профессионального образования определена как подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, с.5].
Всё выше сказанное особенно актуально для профессиональной подготовки педагогов. Нестандартность и полифункциональность педагогических задач от эффективности, решения которых зависит будущее всего общества, не раз отмечалась в современных исследованиях, посвященных профессиональному педагогическому образованию.
В системе профессионального педагогического образования достаточно конкретно и четко определены виды профессиональной деятельности, профессиональные качества необходимые для осуществления практической деятельности в условиях образовательных организаций. И здесь необходимо отметить, что в профессиональном стандарте педагога принятого 18.10.2013, предъявлены требования к педагогу (воспитателю), личностным качествам и профессиональным компетенциям, отражающим специфику его работы на дошкольном уровне общего образования [2, с.7].
В соответствии с Федеральным законом РФ Об образовании в Российской Федерации дошкольное образование является одним из уровней общего образования, что, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Исходя из этого, перед нами стоит важнейшая задача – привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования и создавать условия для качественной практической подготовки будущих воспитателей, выпускников педагогического колледжа.
Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования, государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к дошкольному образованию.
Современное переосмысление цели и содержания образования, переориентация его на возможно более полное раскрытие и реализацию личностного и профессионального потенциала студентов требуют от педагогической науки поиска путей развития их готовности к качественному выполнению задач будущей трудовой деятельности. Несомненно, что гуманистический образовательный процесс на современном этапе должен быть направлен одновременно как на создание необходимых условий для овладения студентами обобщенными способами профессиональных действий, так и на обретение их личностного смысла.
Обозначенные проблемы в системе профессионально-педагогического образования стимулируются усилением дифференциации обучения, расширением спектра вариативности учебных программ. Это создает объективные предпосылки для обоснования новых подходов к исследованию процесса профессиональной подготовки специалиста и формирования профессиональной компетентности будущего педагога.
Содержание педагогического образования не всегда успевает за быстрыми изменениями реальной дошкольной действительности, усиливается разрыв между актуальными потребностями современного дошкольного учреждения и качеством подготовки воспитателей. Это сказывается на практической деятельности сегодняшних воспитателей, делает еще более значимой профессиональную подготовку будущих педагогов, совершенствование механизмов развития профессионального потенциала педагога на всех этапах его профессионального становления, проектирование достигаемых образовательных результатов.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения в рамках программ подготовки педагогов предусматривают увеличение времени, отводимого на практическую подготовку студентов на базе дошкольных образовательных учреждений. ФГОС СПО предполагает модульное обучение, с учетом междисциплинарного подхода и интеграции. В связи с этим, студенты педагогического колледжа, обучающиеся по специальности Дошкольное образование, наряду с приобретенными знаниями и умениями должны иметь практический опыт, полученный в ходе учебной и производственной практики.
Практика студентов педагогического колледжа является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) и проводится в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009г. №530), Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013г. № 291).
Целью практической подготовки студентов педагогического колледжа является комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение студентами необходимых умений и опыта практической работы по специальности Дошкольное образование.
Содержание, структура, формы организации и сроки профессиональной производственной практики определяются в соответствии с учебными планами, особенностями требований образовательного стандарта, с учетом целей, задач, специфики и профиля специальности. Основываясь на нормативных документах, анализе отзывов о работе студентов-практикантов, в нашем педагогическом колледже разработаны программы практик, каждая из которых содержит виды работ, задания, соответствующие профессиональному стандарту педагога и ФГОС дошкольного образования.
Практика по освоению профессиональных модулей включает в себя следующие виды работ: изучение опыта организации различных видов детской деятельности в режимных моментах на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений, изучение форм работы с детьми раннего и дошкольного возраста, знакомство с различными типами дошкольных учреждений и их спецификой работы; овладение практическими навыками по видам деятельности: планирование, организация и проведение различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной), общения, занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе, направленных на развитие детской одаренности и коррекцию имеющихся у детей трудностей в обучении, диагностики, осуществление взаимодействия с родителями, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание программ дает полное представление об условиях реализации практического обучения, контроле, оценке результатов овладения студентами общих и профессиональных компетенций, умением выстраивать образовательный процесс в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта педагога.
Методические рекомендации по организации и проведению практики обеспечивают ориентацию студентов и потенциальных работодателей в содержании и требованиях к конкретному виду практики и профессионально-ориентированной деятельности.
Большое значение в становлении профессиональных компетенций будущих воспитателей имеет организация общественных презентаций и конференций по итогам практики, где обязательным условием является присутствие работодателя.
В процедуру оценивания результатов практической подготовки студентов включаем: рефлексию, сбор методической копилки, создание портфолио. Предметом оценки практики является приобретение практического опыта студентами и соответствие их профессиональных компетенций требованиям профессионального стандарта педагога (воспитатель ДОУ) и ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, процесс освоения профессиональной деятельности, развития профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств рассматривается как становление профессионала. При этом, профессионально значимые качества, формирующиеся в ходе практической подготовки студентов колледжа, понимаются как индивидуальные качества педагога, влияющие на эффективность педагогической деятельности и успешность ее освоения. Процесс профессионального становления будущего педагога, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как развитие его профессионального потенциала, которое происходит под влиянием внешних воздействий, в ходе практической подготовки, индивидуальных усилий личности, и единством требований, определенных в нормативных документах, регламентирующих работу педагогов дошкольных организаций.
Список литературы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Текст]. – 2011.
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Текст].// Приказ Минтруда России № 544- 2013.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ [Текст]. – 2012.
ФГОС СПО. Дошкольное образование [Текст]. – 2009.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]. // Педагогика. – 2009.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения, Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. Центр Академия. – 2007.