"Организация предметно - развивающей среды по речевому развитию в ДОУ" | Куватова Гульнара Ильясовна. Работа №336002
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка;
- работа над грамматическим строем речи;
- развитие связной речи ;
- воспитание звуковой культуры речи ;
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Консультация на тему «Организация предметно- развивающей среды по речевому развитию в ДОУ»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.
Наиболее важным для развития речи ребенка является «Центр речевого развития».
Центр речевого развития.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
РРС младшей группы:
грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы);
организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
РРС средней группы:
удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;
речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
РРС старшей и подготовительной групп:
знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения; поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением;
создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
-Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.
-Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
-Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
-Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
-Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
-Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
-Не следует перегружать уголок оборудованием.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы, ей можно придумать название. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Центральным атрибутом речевого уголка может быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости. Игрушка, которая будет учить детей правильно говорить, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4.Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) ».
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
7. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг; схемы- мнемотаблицы и др.
8. Развитие мелкой моторики
Массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления узоров, счета, игр с буквами и др.); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Литература:
Вераксы
Н.Е. Примерная общеобразовательная программа д
ошкольного образования – М. Мозаика-синтез,
2017
.-
Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В.
Микляева
, Ю.В.
Микляева
; под общ. ред. Н.В.
Микляевой
. – М.: Издательство
Юрайт
, 2013
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.:
Айресс
Пресс, 2007. - 119 с
Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное
воспитание.-
№4, 2010.
Приложение
Картотека игр по развитию речевого дыхания,
фонематического слуха
Игры на развитие речевого дыхания
Формирование длительного выдоха
Игра «Султанчик»
Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.
Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
Игра «Ветерок»
Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Игра «Загони мяч в ворота»
На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,
перекатывая по столу.
Игра «Кораблик»
Игра «Задуй свечу»
Игра «Чей паровоз громче гудит»
Используются пузырьки из-под лекарств.
Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.
Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания
(вдох носом, выдох ртом).
Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.
Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра « Мой сад» -контролировать силу воздушной струи.
В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.
Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Дуть на карандаш, находящийся на столе.
Формирование речевого выдоха
Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.
Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:
3 – 4 года - 3 – 5 слов
4 – 6 лет - 4 – 6 слов
6 – 7 лет - 5 – 7 слов
Развитие фонематического слуха
Прежде чем научить различать и анализировать звуки, он должен уметь
сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,
звенит бубен и т.д.)
Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «О чём говорит улица?»
Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
Игра «Дятел»
Отстукивание ритма.
Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,
середина, конец слова).
Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.
Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?»
Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)
Игра «Картинке – своё место»
Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части
каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,
вверх количество квадратов уменьшается.
Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и
короткого, для определения количества слогов.
Игра «Волшебный паровозик»
Используется для:
- определения места звука в слове
- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)
- закрепления образа букв
Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово находит картинку.