Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками | Корогод Елена Григорьевна. Работа №342971

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена созданию предметно-пространственной среды, способствующей развитию речевой активности у дошкольников через работу над загадками. Рассматриваются принципы организации пространства, выбор материалов и игр, которые стимулируют интерес к языку и общению. Описываются результаты наблюдений за детьми в процессе работы с загадками и их влияние на развитие речевых навыков.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, речевая активность, загадки, организация, дети, игры, коммуникация. 

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками

 

Корогод Елена Григорьевна, воспитатель

МБДОУ ДС № 3 станицы Калниболотской

 

Аннотация. Статья посвящена созданию предметно-пространственной среды, способствующей развитию речевой активности у дошкольников через работу над загадками. Рассматриваются принципы организации пространства, выбор материалов и игр, которые стимулируют интерес к языку и общению. Описываются результаты наблюдений за детьми в процессе работы с загадками и их влияние на развитие речевых навыков.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, речевая активность, загадки, организация, дети, игры, коммуникация.

 

Воспитание речевой активности у дошкольников — это одна из основных задач образовательного процесса. Одним из эффективных подходов к решению этой задачи является использование загадок как формы речевой деятельности. Загадки привлекают внимание детей, способствуют развитию мышления и воображения, а также помогают формировать навыки общения. Однако для того чтобы работа с загадками была наиболее эффективной, важным аспектом является правильная организация предметно-пространственной среды в детском саду. Она должна стимулировать интерес детей, создавать атмосферу, способствующую активному речевому взаимодействию и совместной деятельности.

Первым шагом в организации пространства является создание интерактивной зоны, где загадки могут быть представлены в различных формах: от письменных шрифтов на стенах до изображений и простых объектов. Например, на стенах можно разместить изображения предметов, которые являются ответами на загадки, а также использовать яркие иллюстрации с подписями. Это поможет активизировать интерес детей к загадкам и создаст дополнительный стимул для речевой активности. Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально, в зависимости от предпочтений и потребностей детей.

Создание игрового уголка, посвященного загадкам, является еще одним эффективным инструментом. Уголок можно оформить в стилистике сказочного мира, где каждый элемент будет связан с загадками. Например, на полках можно разместить книги с загадками, игрушки, на которые загадки могут указывать, а также специальные карточки с записями вопросов и ответов. Использование такого уголка будет способствовать тому, что дети смогут в свободное время обращаться к нему и самостоятельно взаимодействовать со средой. Таким образом, появляется возможность затягивать детей в процесс, разжигать их интерес к загадкам и развивать у них навыки самостоятельного познания.

Важно, чтобы воспитатель в процессе работы над загадками использовал элементы театрализации. Например, можно организовать представление, где дети представляют свою интерпретацию загадки, а остальные отгадывают ее, внимая не только тексту, но и мимике и жестам. Это создает прекрасные условия для развития речевой активности, детей учат выражать свои мысли и чувства не только словами, но и через действия. Такие занятия способствуют развитию коммуникативных умений, уверенности в себе и помочь научиться взаимодействовать с другими детьми среди их сверстников.

Элементы конкуренции также могут быть интегрированы в работу с загадками. Например, можно организовать небольшой конкурс на лучшее угадывание или сочинение собственных загадок, что повысит мотивацию детей к участию и степени речевой активности. Это может быть как индивидуальная, так и коллективная деятельность, что гарантирует обогащение речевого опыта каждого участника. Важно, чтобы воспитатель на каждом этапе сопровождал детей, помогал, направлял их мысли в нужное русло и обеспечивал конструктивную обратную связь.

Одной из важных задач является интеграция загадок в повседневную жизнь. Это может быть сделано через приветственные песенки, загадки в утренние или вечерние игры, созданные прямо на прогулках. Таким образом, игрушки, объекты и различные элементы среды становятся непосредственно частью загадок, что активирует речевую активность дошкольников и позволяет им видеть связь между игрой и реальным миром. При этом, речевое окружение должно быть разнообразным и насыщенным: использование различных стилей и форматов, работа с рифмами и стихами — все это разнообразит речевую практику и помогает детям находить всевозможные варианты ответов на загадки.

Кроме того, стоит отметить, что загадки развивают не только речевые, но и когнитивные способности, фактически создавая среду для креативного мышления. Размышления о загадках представляют собой своего рода интеллектуальную игру, которая требует от детей анализа, сопоставления и сопереживания. В этом контексте создание среды, насыщенной загадками, значительно обогащает индивидуальное развитие ребенка, формирует у него активную позицию в обучении.

В конечном итоге, организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников через работу над загадками — это действенный способ гармоничного развития детей. Подбор интересных материалов, использование интерактивных и творческих форм работы, а также внимание к индивидуальным потребностям и предпочтениям детей создают условия, на которых возможна реализация речевых умений и навыков. Загадки, в свою очередь, становятся не просто форма обучения, а живым инструментом, через который дети могут выражать себя, развивать воображение и расширять свои знания о мире. Это интеграция знания, умения и личного опыта в пространство, где каждый ребенок чувствует себя участником увлекательной игры.

 

Список литературы

Гербова

В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 256 с.

Грахова, С.И. Развитие словесного тв

орчества младших школьников на основе фольклорных произведений / С.И. Грахова, О.А. Тихонова, З.Г.

Шарафетдинова

// European Social Science Journal. – 2018. – № 3. – С. 245-250.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×