Организация процесса обучения и преподавания физики для детей с ОВЗ | Мой кабинет. Работа №348617. Номер работы: №348617
В последние годы отмечается рост числа детей, испытывающих затруднения в освоении программного материала. Значительную часть детей из этой группы составляют обучающиеся с ОВЗ с нарушениями слуха.
Дети с нарушениями слуха имеют равные со всеми права на образование, это сказано в Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Организация процесса обучения и преподавания физики
для детей с ОВЗ
В последние годы отмечается рост числа детей, испытывающих затруднения в освоении программного материала. Значительную часть детей из этой группы составляют обучающиеся с ОВЗ с нарушениями слуха.
Дети с нарушениями слуха имеют равные со всеми права на образование, это сказано в Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
В последнее время возрастает роль физики в жизни общества. На первый план выходят практические навыки владения предметом. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание физических основ необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормотипичными обучающимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.
Физика, как школьный предмет, занимает верхнее место среди учебных предметов по трудности. Сложность преподавания физики требует от учителя выполнения одновременно ряда ролей: ученый (глубокое знание предмета), педагог (умение преподнести знания каждому ученику), артист (высшая степень коммуникативной компетентности). Каждая из названных ролей, безусловно, реализуется при проведении любого урока. При этом каждый этап урока должен быть продуман с учетом особенностей обучающегося с нарушениями слуха, а также особенностей класса.
Обучающийся с ОВЗ – это особая ответственность, требующая постоянного индивидуального подхода к нему со стороны учителя, так как усвоение программного материала по предмету осложняется психологическими особенностями ребёнка: пониженной активностью мыслительной деятельности, недостаточностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленностью памяти, внимания. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью приводит к потере работоспособности.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.
Разработка алгоритмов при обучении физики направлена на то, чтобы снять возникшие затруднения и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.
Особое внимание при изучении физики педагогу необходимо обратить на подбор домашнего задания для учащегося. Домашнее задание должно быть посильным, в тот же момент должно способствовать достижению базового уровня предметных результатов. И если домашнее задание предполагает решение физических задач, то целесообразно дать ребенку пошаговый алгоритм, инструкции для их решения, подобные тому, что использовались на уроке. Возможно, при самостоятельном решении задач в классе предложить учащемуся решить ранее разобранные задачи, но теперь самостоятельно или в группе.
В процессе образовательной деятельности, при работе с учащимися, учителю необходимо учитывать следующие особенности данной категории детей:
– недостаточное понимание инструкций, учебных заданий, что требует дополнительных, часто пошаговых инструкций со стороны педагога;
– трудности овладения учебными понятиями – терминами;
– трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
– недостаточное развитие связной речи.
Решение физических задач – неотъемлемая часть урока физики, способствующая повторению, закреплению и проверке знаний учащихся. Формирование навыка решения задач для обучающихся сопровождается четким пошаговым алгоритмом их выполнения. Часто алгоритм решения задач конкретизируется с использованием дополнительных вопросов для понимания сути задачи, внимание обучающихся акцентируется на известных величинах и искомой величине, используются подсказки для обозначении физических величин, в выборе формул, необходимых для решения задач, для перевода единиц измерения в систему СИ.
При подборе и составлении задач по физике для обучающихся учителю необходимо учитывать, что данная категория обучающихся при решении расчетных задач испытывает затруднения при выполнении вычислений, поэтому часть заданий должна быть направлена на формирование вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Опыт работы с учащимися показывает, что умение проводить правильные вычисления с помощью калькулятора также требует внимания со стороны учителя.
Обучающийся с нарушениями слуха нуждается в индивидуальном подходе. Разнообразие существующих методов обучения, позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством работы.