Организация проектно-исследовательской деятельности студентов СПО при изучении химии | Зиненко Екатерина Юрьевна. Работа №349025
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) в процессе изучения химии. Описаны ключевые этапы проектной работы, её значимость для формирования профессиональных компетенций, а также методы активизации интереса к предмету через практическое исследование. Показано, что такая деятельность развивает у студентов навыки самостоятельной работы, критическое мышление и способность применять теоретические знания для решения профессиональных задач.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, химия, СПО, профессиональные компетенции, критическое мышление, самостоятельность, исследование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Зиненко Екатерина Юрьевна, преподаватель
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский судостроительный колледж»
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) в процессе изучения химии. Описаны ключевые этапы проектной работы, её значимость для формирования профессиональных компетенций, а также методы активизации интереса к предмету через практическое исследование. Показано, что такая деятельность развивает у студентов навыки самостоятельной работы, критическое мышление и способность применять теоретические знания для решения профессиональных задач.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, химия, СПО, профессиональные компетенции, критическое мышление, самостоятельность, исследование.
Проектно-исследовательская деятельность в системе среднего профессионального образования (СПО) является важным элементом подготовки компетентных специалистов, способных решать профессиональные задачи. В процессе изучения химии проектная деятельность способствует не только углублению знаний, но и развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, анализа и применения химических знаний на практике. Актуальность такой деятельности возрастает в современных условиях, когда знание фундаментальных основ химии важно для множества специальностей, будь то сфера промышленности, экологии или здравоохранения.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет студентам непосредственно применять знания по химии в исследованиях, способствующих решению реальных задач. Преподавателю важно учитывать уровень подготовки студентов, их интересы и потенциальные трудности, которые могут возникнуть в процессе выполнения проекта. Сформулированные задачи и конечные цели помогают сконцентрироваться на ключевых аспектах исследования, что значительно повышает учебный результат.
Основным этапом проектной деятельности является выбор темы. Здесь преподаватель играет важную роль, так как ему необходимо мотивировать студентов на изучение интересных и значимых вопросов. Темы проектов по химии могут быть разнообразными: от исследования состава воды в водоёмах города до анализа химического состава почв, изучения экологически безопасных методов утилизации бытовых отходов или синтеза простых химических веществ. Темы, связанные с реальными проблемами, вызывают у студентов интерес и желание разобраться в вопросе, а также развивают чувство социальной ответственности и экологического сознания.
После выбора темы начинается этап планирования, на котором студентам нужно определить цели и задачи исследования, выбрать методы и средства проведения экспериментов, найти соответствующую информацию и проанализировать её. Задача преподавателя на этом этапе — выступить в качестве наставника, который направляет, подсказывает, но не выполняет работу за студентов. Это позволяет развивать самостоятельность и учит студентов критически оценивать полученные данные, что важно для формирования исследовательских навыков.
Для успешного проведения исследовательского проекта студентам необходимо получить базовые навыки работы с химическими реактивами и оборудованием. Преподаватель должен обеспечить безопасные условия для проведения экспериментов и следить за соблюдением правил безопасности, ведь в работе с химией это крайне важно. Кроме того, следует обучить студентов правильным методам работы с реактивами и лабораторными инструментами, научить их фиксировать и обрабатывать результаты экспериментов. Таким образом, в процессе выполнения проекта происходит не только развитие профессиональных навыков, но и обучение культуре научного исследования, что пригодится студентам в будущей профессиональной деятельности.
На этапе выполнения проекта преподаватель продолжает курировать и направлять работу студентов, помогает им справляться с трудностями, корректирует ход эксперимента, если возникает такая необходимость. Одна из важных задач преподавателя в этом процессе — поддерживать интерес и мотивацию студентов, особенно когда возникают сложности. С этой целью преподаватель может устраивать промежуточные обсуждения, на которых студенты представляют результаты текущих этапов работы и получают обратную связь от преподавателя и коллег. Это позволяет увидеть недостатки и вовремя внести необходимые коррективы, а также развивает умение студентов представлять свои достижения, аргументировать решения и воспринимать критику.
Финальным этапом является оформление и защита проекта. Студенты представляют свои работы в виде презентаций, что развивает навыки публичного выступления и умение структурировать информацию. Преподавателю важно уделить внимание подготовке студентов к защите, обучить их навыкам чёткой и логичной подачи информации, объяснения своих действий и выводов. Защита проекта не только закрепляет полученные знания, но и повышает уверенность студентов в своих силах и улучшает их коммуникационные навыки, что является важной частью профессиональной подготовки.
Проектно-исследовательская деятельность способствует усвоению студентами комплексных знаний и навыков. Применяя знания химии, студенты учатся анализировать реальные проблемы, такие как экологическое загрязнение, выбор безопасных и эффективных химических средств в повседневной жизни или оптимизация использования ресурсов. Например, проект на тему «Исследование состава почвы и воды в районе колледжа» помогает студентам на практике узнать, как химические вещества влияют на экологию, и формирует у них ответственное отношение к окружающей среде. Такие проекты оказывают положительное влияние на формирование экологического сознания и готовят будущих специалистов к решению задач с учетом их влияния на природу и здоровье людей.
Для студентов СПО проектная деятельность также является эффективным инструментом для подготовки к профессиональной деятельности. В ходе выполнения проекта они сталкиваются с необходимостью анализа информации, её структурирования, планирования своей работы, что развивает их навыки самостоятельности, ответственности и организованности. Эти качества востребованы в профессиональной деятельности и повышают конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность становится не просто формой обучения, а элементом профессионального становления.
Одной из дополнительных задач преподавателя является развитие междисциплинарных связей. Проекты, которые охватывают не только химию, но и другие дисциплины, позволяют студентам понять взаимосвязь различных областей знаний и увидеть применение химии в более широком контексте. Например, проект по исследованию качества воды может затрагивать основы экологии, биологии, а также аспекты социальной значимости исследований. Такая интеграция стимулирует студентов к более глубокому пониманию изучаемого предмета и делает их знания более целостными и практикоориентированными.
Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности студентов СПО при изучении химии оказывает значительное влияние на качество их подготовки и формирует важные профессиональные и личностные качества. При правильной организации такая деятельность позволяет не только углубить знания по предмету, но и развить у студентов умение критически оценивать информацию, самостоятельно искать пути решения проблем, применять знания на практике. Преподавателю следует особое внимание уделять мотивации студентов, помогать в преодолении трудностей и поддерживать интерес к проекту на всех этапах работы. Проектно-исследовательская деятельность — это не только метод обучения, но и один из эффективных инструментов подготовки студентов к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни, что делает её важным элементом образовательного процесса.
Список литературы
Воронина Ю. В. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии // Актуальные исследования. 2022. №26 (105). С. 34-36. URL:
https://apni.ru/article/4331-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuch
Королева Г.А., Дубова И.В.,
Саначева
Г.С.
Проектная деятельность студентов в лабораторном практикуме по химии
// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4
. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14385 (дата обращения: 28.10.2024).
Марчукова
, О. Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время / О. Ю.
Марчукова
. —
Текст :
непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Чита, апрель 2016 г.). —
Чита :
Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10001/ (дата обращения: 28.10.2024).