Организация проектной деятельности как одно из направлений формирования креативности мышления обучающихся с ОВЗ | Ибодова Лола Рузибоевна. Работа №354168. Номер работы: №354168
Статья посвящена использованию проектной деятельности как метода, способствующего развитию креативного мышления у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе, её влияние на формирование творческих способностей детей с ОВЗ. Представлены методические рекомендации и примеры проектов, адаптированных под потребности обучающихся с различными нарушениями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Ибодова Лола Рузибоевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 10» им. Бембетова В.А
Аннотация. Статья посвящена использованию проектной деятельности как метода, способствующего развитию креативного мышления у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе, её влияние на формирование творческих способностей детей с ОВЗ. Представлены методические рекомендации и примеры проектов, адаптированных под потребности обучающихся с различными нарушениями.
Ключевые слова: проектная деятельность, креативное мышление, обучающиеся с ОВЗ, начальная школа, инклюзивное образование, творческое развитие, адаптивные методики, педагогика.
Проектная деятельность является универсальным и эффективным инструментом для развития креативного мышления, особенно среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории детей проектная работа не только стимулирует познавательный интерес, но и способствует социальной адаптации, развитию самостоятельности и уверенности в своих силах. Благодаря своей гибкости и возможности адаптации проектная деятельность становится доступным и увлекательным форматом обучения для каждого ученика.
Основной принцип проектной работы заключается в создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Учащиеся с ОВЗ зачастую сталкиваются с трудностями в обучении из-за специфических особенностей развития, однако участие в проектах помогает им раскрыть свои сильные стороны и развивать творческие способности. Например, ребёнок с нарушением слуха может проявить себя в визуальном оформлении проекта, а ученик с нарушением зрения — продемонстрировать свои аналитические способности при планировании этапов работы.
Для реализации проектной деятельности в начальной школе важно учитывать следующие аспекты:
Индивидуальный подход. Учитель должен учитывать особенности каждого ребёнка: уровень развития, интересы, предпочтения, а также возможности для участия в совместной деятельности. Например, для детей с трудностями в моторике можно предусмотреть цифровые инструменты для оформления проекта, а для детей с нарушением речи — задания, не требующие обширных устных комментариев.
Инклюзивность. Проекты должны быть организованы так, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя полноценными участниками процесса. Это предполагает чёткое распределение ролей, где каждый ребёнок может внести вклад в общий результат. Например, в проекте "Создание мини-сада" один ребёнок может заниматься посадкой растений, другой — оформлением табличек, третий — описанием этапов работы.
Практическая направленность. Тематика проектов должна быть связана с реальной жизнью, чтобы учащиеся могли увидеть значимость своих усилий. Например, проект "Поможем птицам зимой" предполагает изготовление кормушек и их развешивание в школьном дворе.
Важным этапом проектной деятельности является выбор темы. Она должна быть интересной, актуальной и понятной для детей. Для начальной школы подойдут такие темы, как:
"Мой любимый город" (создание макета города или сбор информации о его истории);
"Секреты воды" (проведение простых экспериментов с водой);
"Путешествие в мир растений" (изучение растений школьного двора и создание альбома).
Этапы проектной работы включают:
Постановку задачи и обсуждение темы. На этом этапе учитель помогает детям сформулировать цель проекта и определить план действий. Например, при работе над проектом "Сказка своими руками" учитель может предложить детям выбрать сюжет, обсудить персонажей и распределить роли.
Выполнение задания. Ученики под руководством педагога выполняют свои роли, используя предоставленные материалы и ресурсы. Например, в проекте "Зимний календарь" дети могут рисовать, вырезать или описывать природные явления, характерные для зимы.
Презентацию результата. Каждый ребёнок или группа представляет результаты своей работы. Это может быть показ видео, выставка, устный рассказ или демонстрация созданных материалов.
Рефлексию. Учитель обсуждает с детьми, что нового они узнали, что им понравилось в процессе работы, какие трудности возникли и как их удалось преодолеть.
Примером удачной реализации проектной деятельности является проект "Эко-герои", направленный на развитие экологического мышления. В рамках проекта дети создают макеты мусорных контейнеров для раздельного сбора отходов, рисуют плакаты, изучают способы переработки мусора. Такой проект помогает формировать у детей экологическую культуру и осознание важности бережного отношения к природе.
Проектная деятельность помогает учащимся с ОВЗ не только усваивать учебный материал, но и развивать ключевые навыки XXI века: критическое мышление, креативность, умение работать в команде. Она даёт детям возможность почувствовать свою значимость, укрепляет уверенность в своих силах, а также помогает выстраивать позитивные отношения с окружающими.
Роль учителя в организации проектной деятельности особенно важна. Он выступает не только наставником, но и координатором, вдохновляющим детей на поиск новых идей и решений. Для эффективной работы педагог должен быть готов адаптировать задания, поддерживать инициативу детей и создавать атмосферу, способствующую раскрытию их потенциала.
Таким образом, проектная деятельность как инструмент формирования креативного мышления особенно актуальна в условиях инклюзивного образования. Она позволяет создавать образовательное пространство, где каждый ребёнок, независимо от своих возможностей, может быть успешным, учиться новому и проявлять свои таланты. Это делает проектную деятельность незаменимой частью образовательного процесса в начальной школе, особенно для работы с обучающимися с ОВЗ.
Список литературы
Никифорова В
.
В
.
, Мамедова Л
.
В
.
О
рганизация проектной деятельности как одно из средств личностного развития младшего школьника
// Современное педагогическое образование. 2020. №11.
Фесикова
Н. А., Струкова А. И., Митрошина И. А. И
ндивидуальный проект в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
// Образование. Карьера. Общество. 2021. №4 (71).
Хазгалиева
А
.
Х
.
, Гафарова Г
.
М
.
, Грищенко И
.
Р
.
С
пецифика организации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.
Акмуллы
. 2023. №3 (71).