Организация проектной деятельности на уроках математики | Сахнова Светлана Сергеевна. Работа №337941. Номер работы: №337941
Аннотация. Статья рассматривает организацию проектной деятельности на уроках математики как инновационный подход к обучению. Проектная деятельность позволяет учащимся не только освоить математические знания, но и развить творческое мышление, коммуникативные и организационные умения. В статье описываются различные виды проектных заданий, их цели и требования к формулировке.
Ключевые слова: проектная деятельность, уроки математики, творческое мышление, коммуникативные навыки, организация обучения, формулировка задач, оценка проектов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Сахнова Светлана Сергеевна, учитель математики
ГБОУ СОШ пос. Прогресс
Аннотация. Статья рассматривает организацию проектной деятельности на уроках математики как инновационный подход к обучению. Проектная деятельность позволяет учащимся не только освоить математические знания, но и развить творческое мышление, коммуникативные и организационные умения. В статье описываются различные виды проектных заданий, их цели и требования к формулировке.
Ключевые слова: проектная деятельность, уроки математики, творческое мышление, коммуникативные навыки, организация обучения, формулировка задач, оценка проектов.
Организация проектной деятельности на уроках математики – это инновационный подход к обучению, который позволяет ученикам не только освоить математические знания и навыки, но и развить творческое мышление, коммуникативные и организационные умения. Проектная деятельность активно внедряется в современную школьную практику, поскольку она способствует формированию у учеников целостного представления о математике, её прикладных аспектах и роли в повседневной жизни.
Проектные задания на уроках математики могут быть разнообразными. Они могут предлагать учащимся решить задачу, связанную с вычислениями или графиками, или же создать математическую модель для решения реальной ситуации. Например, учащимся может быть предложено рассчитать оптимальный маршрут для доставки товаров или провести исследование по сбору и анализу данных.
Проектная деятельность на уроках математики также способствует развитию творческого мышления учащихся. Они должны находить нестандартные и творческие подходы к решению задач. Это требует глубокого понимания математических понятий и умения применять их в различных ситуациях. Таким образом, проектная деятельность позволяет учащимся применять математику вне стандартных задач и задуматься о ее реальном применении.
Участие в проектной деятельности также развивает у учащихся коммуникативные навыки. В рамках проектных групп они учатся работать вместе, обмениваться идеями, аргументировать свои решения. Это помогает развить навыки коллективной работы и умение слушать и уважать точку зрения других.
Перед выбором проектных задач необходимо учесть уровень подготовки учащихся, а также цели, которые ставятся перед проектом. Важно, чтобы задачи отражали содержательную сторону изучаемой темы и позволяли решить реальные проблемы или задачи. Они должны быть достаточно сложными, чтобы привлечь интерес учащихся и стимулировать их активное участие в проекте, но при этом должны быть и достижимыми для решения.
Формулировка проектных задач должна быть ясной, конкретной и точной. Задача должна быть понятна учащимся и иметь однозначное решение. Важно формулировать задачу таким образом, чтобы она имела практическую значимость и стимулировала учащихся к поиску решений.
При выборе проектных задач можно также учитывать интересы и потребности учащихся. Задачи могут быть связаны с реальной жизнью и позволять учащимся применить математические знания в практических ситуациях. Например, задачи могут быть связаны с финансовой грамотностью, планированием бюджета, решением задач по расчету площадей, объемов и прочее.
Важно помнить, что проектные задачи могут быть различной сложности и формы. Они могут быть индивидуальными или коллективными. Коллективные проекты позволяют развивать навыки командной работы, сотрудничества и обмена знаниями. Индивидуальные проектные задачи позволяют учащимся развивать самостоятельность, ответственность и углубить знания в конкретной области.
Оценка и рефлексия проектной деятельности являются важной составляющей организации уроков математики с использованием проектов. Эти этапы позволяют учащимся осознать свой прогресс, проанализировать результаты своей работы и выработать навыки самооценки и самоконтроля.
Во время проведения проектов на уроках математики, важно не только оценивать финальную продукцию, но и процесс ее создания. Учитель должен поощрять учащихся делиться своими наблюдениями, мыслями и проблемами, которые возникают при решении поставленных задач. Это помогает ученикам осознать и переосмыслить свои ошибки или проблемы, что способствует лучшему пониманию материала.
Оценка проектной деятельности может проводиться как в форме индивидуальной, так и в форме групповой работы. Индивидуальная оценка позволяет учителю оценить самостоятельность и ответственность ученика, его умение планировать и организовывать свою деятельность. Групповая оценка, в свою очередь, позволяет выявить навыки коллективной работы, умение слушать и учитывать мнение других.
Рефлексия проектной деятельности — это возможность для учащихся оценить свои успехи и достижения, а также сделать выводы о своей работе и развитии. Учитель может попросить учеников поделиться своими мыслями о проекте, ответить на вопросы об их вкладе в процесс, трудности и проблемы, с которыми они столкнулись, и о том, что они хотели бы улучшить в следующем проекте. Это помогает ученикам осознать свои сильные и слабые стороны, учиться на своем опыте и развивать личностные качества.
Таким образом, проект представляет собой особую образовательную философию. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учеников, поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество навыков и умений и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности и поэтому незаменим.
Список литературы
1. Германова, Л. М. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся основной школы / Л. М. Германова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2016. — № 3 (9). — С. 85–87.
2. Горобец, С. С. Проектная деятельность на уроках математики и информатики как средство реализации ФГОС / С. С. Горобец, К. А. Матковская // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4).-С. 96–98.
3. Иксанова, Т. А. Проектная деятельность на уроках математики / Т. А. Иксанова // Актуальные вопросы современной педагогики. — Уфа: Лето, 2015. — С. 117–120. Уткина, С. А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО / С. А. Уткина // Актуальные проблемы современного образования. — 2014. — № 1 (16). — С. 210–215.