Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников | Наталья Геннадьевна Косотухина. Работа №320930
Целью организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство.
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников».
Косотухина Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов МОАУ СОШ № 9
Смена приоритетных задач в содержании образования современной школы требует и обновления методов обучения. Наблюдая за успешными людьми в окружении становится ясным, что человек организует свою жизнь как проект: определяет дальнюю и ближайшую перспективу, находит и привлекает необходимые ресурсы, намечает план действий и, осуществив его, оценивает, удалось ли достичь поставленных целей. В связи с этим, в сегодняшней школе широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, при чем проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Причем эти два метода удобно сочетаются и превращаются в проектно-исследовательскую деятельность.
Целью организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
«Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?» Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Проект- это буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Исследование в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Таким образом, исследование – поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. В случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование. Поэтому эти два вида научной деятельности неразрывно связаны между собой.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские (он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов); информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации); практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика, эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни); игровые (участвуя в нем, дети берут себе роли выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных отношений через игровые ситуации); творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, это могут быть театрализации, спортивные игры, видеофильмы и т.п.).
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются: 1. поисковый (определение темы проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта); 2. аналитический (анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта , построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов); 3. практический (выполнение запланированных технологических операций; внесение (при необходимости) изменений; 4. презентационный (подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация); 5. контрольный (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта).
Исследовательская деятельность предполагает такие этапы:
1. формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
2. постановка цели и конкретных задач исследования;
3.определение объекта и предмета исследования;
4.выдвижение гипотезы;
5. выбор метода (методики) проведения исследования;
6. описание процесса исследования;
7. обсуждение результатов исследования;
8. формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы: выбирает (принимает решения); участвует в командной работе; оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки и др.
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». Сначала в основном это должны быть краткосрочные проекты, укладывающиеся в 1-2 урока. На пример: создание интерактивного журнала на определённую тему на уроках чтения, когда дети и учитель в процессе совместной деятельности создают страницы журнала, а в конце урока дают ему название; создание творческих проектов на уроках технологии, ИЗО, когда дети каждый отдельно изготавливает по алгоритму изделие, а затем объединяют их в общий проект или динамическую картину и т.д. Такие проекты хорошо используются в 1-2 классах.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Вот некоторые из возможных продуктов проекта: выставка, газета, журнал, игра, постановка, коллекция, мультимедийный продукт, справочник, макет, наглядные пособия, плакат. Перечень возможных форм презентаций: демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама.
Проектно-исследовательская деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты. Очень интересно в классе презентовали проект «Моя Азбука».