«Организация психологических уголков в группах малокомплектных детских садов» | Калиянц Инна Владимировна. Работа №329326
Психологический уголок - это инструмент в руках воспитателя для эффективной психологической поддержки детей в течении дня.
Так как в малокомплектных детских садах нет возможности организовать полноценный центр психологической разгрузки, возникла идея организации психологических боксов, оснащенных необходимым оборудованием для эмоциональной, и не только, поддержки воспитанников.
Психологический бокс - набор методик, оборудования и игр для ситуативной психологической поддержки детей, который будет занимать минимальное количество пространства в групповом помещении.
«Психологические боксы. Организация психологических уголков в группах малокомплектных детских садов»
Педагог-психолог первой квалификационной категории
Калиянц Инна Владимировна
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) дошкольной организации должна быть безопасной, благоприятной для развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и склонности.
Содержание РППС должно способствовать развитию у детей самостоятельности, самодеятельности и инициативности, улучшать опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими детьми и взрослыми.
РППС по ФГОС предполагает наличие специально организованных пространств и помещений, оснащенных материалами, инвентарем и оборудованием для всестороннего развития дошкольников. Однако, малокомплектные дошкольные учреждения сталкиваются с проблемой отсутствия таковых, так как групповое помещение совмещает в себе и спальню, и столовую, и игровую, и спортивный и музыкальный залы. Поэтому они вынуждены прибегать к методу зонирования имеющегося пространства. Помещение делится на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для реализации образовательного процесса. Одним из таких центров является психологический уголок или уголок психологический разгрузки, целью которого является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Психологический уголок – это инструмент в руках воспитателя для эффективной психологической поддержки детей в течение дня.
В современном и неспокойном мире, наполненном стрессами и тревогами все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Ребенка легко не только удивить и развеселить, но и обидеть, и даже встревожить. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу.
Как показывает практика многие психологи сталкиваются с проблемой сниженной эффективности их работы по причине отсутствия поддержки воспитателей и других педагогов в работе с детьми. Даже самые эффективные методы в работе психолога требуют закрепления результата со стороны всех участников образовательного процесса.
Чтобы расширять и закреплять результат коррекционной работы с детьми, необходимо наличие психологических уголков в каждой возрастной группе.
Так как в малокомплектных детских садах нет возможности организовать полноценный центр психологической разгрузки, разделяя его на зоны, возникла идея организовать психологические боксы, оснащенные необходимым оборудованием для эмоциональной, и не только, поддержки воспитанников.
Условно психологическим боксом можно назвать набор методик, оборудования и игр для ситуативной психологической поддержки детей, который будет занимать минимальное количество пространства в групповом помещении.
При подборе материала для психологических боксов нужно учитывать потребности детей и их возраст. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, спокойно посидеть, подумать о маме, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому при создании подобных боксов перед нами стоит задача - обучить детей приемлемым формам выражения эмоций и создать для этого необходимые условия.
Содержимое психологического бокса можно условно разделить на несколько категорий:
Релаксационное оборудование
:
Цель: снижение излишнего эмоционального возбуждения, регуляции эмоционального состояния.
Сенсорные игрушки
-
шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-
вкладыши
,
картины
, которые ребята формируют своими руками
, например,
с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки
приятные звуки.
Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев
или любимых домашних игрушек.
Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
Разматывая и сматывая
клубочки,
дети овладевают приемом саморегуляции.
Бутылочки с
ма
с
лом и водой
(можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура
или другие мелкие предметы.
Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз
-
наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
Игрушки-обнимушки
, подушки
-
мягкие игрушки разных размеров - обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением
Оборудование для выражения негативных эмоций
:
Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
«Стаканчик гнева»
.
Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
Коробка
«Мирилка»
- направленна на оказание помощи поссорив
шимся детям в забавной ф
о
рме помириться друг с другом. Это к
расиво оформленная коробка с отверстиями по бокам
, куда дети просовывают руки
и пожимают их, либо гладят друг друга, либо
мирятся на мизинцах, или даже получают
какое-либо угощение
за согласие помириться.
Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что
ребенок
не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
Банка
«Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую
банку
.
Набор бумаги для разрывания.
Стул для размышлений. Служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное
-
стул не должен быть наказанием для детей
.
Оборудование для развития эмоциональной сферы
и коммуникативных навыков
:
Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать эмоции и чувства свои и окружающих, учить коммуницировать друг с другом.
Карточки с изображением различных чувств и эмоций.
Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции»
, «Нарисуй эмоцию»
, «Нарисуй свое настроение».
Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
Игр
ы
«Положительные и Отрицательные герои»
, «Плохие и хорошие поступки».
«Коробочка добрых дел». Коробка
, куда дети могут складывать «зёрна добра», полученные от воспитателей за совершенный добрый поступок
. Можно подводить итоги вместе детьми
в конце недели и, например,
размещать на «доске почета»
фотографии
детей, у которых больше всего «зёрен добора»
или придумать иное поощрение.
Если позволяет пространство зону психологической разгрузки можно отделить ширмой.
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в психологическом уголке.
Создание психологических боксов даст детям возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, эмоциональное напряжение, успокоиться, повысить настроение или подумать о своих поступках. Воспитатель может использовать его как возможность грамотно и вовремя помогать детям и предоставлять альтернативу нежелательному поведению. Ну, а относительно компактные размеры помогут сохранить ценные квадратные метры группового пространства для других видов детской деятельности.