«Организация работы концертмейстера в хоровом классе» | Червякова Ольга Павловна. Работа №350686
Работа концертмейстера в детском хоре значительно отличается от занятий с солистами. Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Знать возрастные особенности детей, а именно – диапазон голоса. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования ДШИ №47 им. М.Ф.Мацулевич
Доклад на тему:
«Организация работы концертмейстера в хоровом классе»
Концертмейстер Червякова О.П.
2023г.
Содержание
Введение
Работа в детском хоре
заключение
Введение
Крупнейший композитор современности Д.Д.Шостакович в одной из своих статей писал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершенней. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Несомненно, что самой широкой и массовой школой музыкального воспитания является хоровое пение. На протяжении столетий оно было наиболее действенным видом массового музицирования. Передовые русские музыканты видели в пропаганде хорового пения основное средство эстетического воспитания и просвещения народа. Замечательной традицией отечественной хоровой культуры было пение с детских лет в хорах. П.И. Чайковский отмечал: «Нужно, чтобы широко распространилось и упрочилось обязательное хоровое обучение в низших учебных заведениях нашего Отечества». Эта задача является актуальной и по сей день, когда в обществе идет процесс переоценки ценностей, и можно наблюдать значительное снижение интереса к традициям отечественной культуры среди подрастающего поколения. Нет более верного пути для приобщения людей к бесценным сокровищам классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого, к сложным созданиям современных авторов, чем последовательное овладение вокально-хоровыми навыками и основами музыкальной грамоты.
Детский Хор – это минимум 16–20 человек, для которых необходимо создать ряд определенных условий для дальнейшей плодотворной творческой работы. При организации детского хора особое значение имеет коллектив сотрудников, близких по духу и профессиональным взглядам, который помогал бы руководителю в осуществлении поставленных им задач. Практика показывает, что помимо руководителя хора, необходимо иметь концертмейстера хора, обладающего высокими профессиональными качествами и владеющего навыками вокально-хоровой работы; он может не только аккомпанировать хору на уроках и концертах, но также заниматься с учащимися индивидуально, помогая им разучивать партии, а зачастую и замещать отсутствующего педагога, работая со всем хоровым коллективом.
Значительная часть работы концертмейстера – музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Совместно с руководителем концертмейстер участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых, сводных и разводных репетициях, помогает дирижёру в формировании репертуара, разучивании хоровых партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению. Деятельность концертмейстера в хоровом классе требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.
Работа в детском хоре.
Работа концертмейстера в детском хоре значительно отличается от занятий с солистами. Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Знать возрастные особенности детей, а именно – диапазон голоса. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
На этапе разучивания репертуара концертмейстер должен уметь показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.
Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. От него требуется умение играть многострочные партитуры. Уже при первом взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.
При первом знакомстве концертмейстера с произведением рекомендуется сыграть вокальные партии в совмещенном виде на рояле, ознакомиться с каждой партией отдельно путем интонирования ее голосом со словами. После этого присоединить к хоровой партитуре гармоническую основу частично или полностью в зависимости от наличия аккордовых звуков в вокальных партиях. Это необходимо для того, чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения. Естественно, что сыиграть буквально все реальные звуки совмещенной партитуры при этом не представляется возможным. Имеется в виду создание собственного рабочего варианта аранжировки. Некоторые аккомпанементы хоровых произведений репертуара хорового класса ДШИ являются фортепианными переложениями (клавирами) оркестровых партитур. В этих случаях пианисту желательно ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения и желательно со звукозаписью, чтобы иметь представление об оркестровых красках оригинальной версии. Фортепиано не может точно передать тембровую окраску тех или иных инструментов, но стремиться к этому нужно. Концертмейстер должен приблизить фортепианную партию клавира к партитуре композитора, к оркестровой красочности, а отсюда и к музыкально-сценической образности. Знание основ оркестровых стилей композиторов поможет более точно воплотить замысел конкретного сочинения. Хорошо, если пианист знает о составе оркестра, масштабах его звучания в произведениях того или иного композитора.
Полноценный и результативный творческий процесс в классе хора возможен только при единстве музыкального мышления трех составляющих: хормейстера-концертмейстера-хора.
Также необходимо единство внутренней ритмической пульсации хормейстера и концертмейстера. Эти два человека должны существовать в одном ритмическом измерении. На уроке хора концертмейстер должен осуществлять постоянный контроль над ритмической точностью в музыкальных произведениях (особенно на этапах разучивания), опираясь при этом на партию аккомпанемента.
На каждом занятии концертмейстер должен быть помощником и соратником хормейстера. Особенно важно это становится при работе над многоголосьем. Так, при показе самого простейшего вида двухголосия – канона – потребуется помощь концертмейстера для показа в ансамбле с хормейстером всех трех видов канона – дикционного, ритмического, мелодического.
Концертмейстеру необходимо уметь приспосабливаться к творческой манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный творческий союз невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества дирижер – концертмейстер – хоровой коллектив.
Знание концертмейстером основ дирижерской техники, таких как «точка», «ауфтакт», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских сеток дает возможность играть «по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на хор. Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.
Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не дирижирует, а лишь слушает звук. Концертмейстерам приходится сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль.
Следует отметить ряд основных специфических черт в работе концертмейстера детского хора: Наиболее значимой из таких важных особенностей является готовность и умение быть «вторым». Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс. Отсутствие данного качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, когда концертмейстер, увлекаясь своей игрой, может заглушить, «задавить» детское пение, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Во время работы в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки, а в процессе разучивания произведения с хором, концертмейстеру нередко приходится пользоваться методом вычленения хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к основным гармоническим и ритмическим функциям. Это предполагает наличие у концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Исполняя же это произведение в концертном зале, концертмейстер должен уметь создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой масштабности рояля.
Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование. В рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы».
Заключение
В заключении хочется подчеркнуть, что аккомпаниатор и хор представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная деятельность которого возможна лишь при полном согласии и взаимопонимании. Достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при абсолютном профессиональном доверии и взаимодействии с педагогом. Концертмейстер в детском хоре – это помощник, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним дирижёром, концертмейстер понимает его с «полу-взмаха» и «полу-взгляда». Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее взаимопонимание между ними и даже «рабочая терминология» у них становится общей. Смена по какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для хора сложным периодом.
А закончить хочется мыслью К. Виноградова: «Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».
Литература:
1. Алексеева Н.Е Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств / Н.Е Алексеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597883/
2. Дубровина Ю.В. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором / Ю.В. Дубровина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ramhor.edumsko.ru
3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. – №2. – С. 38–40.
4.Абелин.ЛМ. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник
статей под ред. В.Г.Соколова. М.,"Музыка."1981.
5.Сафонова. В.И.Некоторые особенности вокального воспитания.- Работа с детским хором. М."Музыка"1981.