Организация работы педагога и родителей в период адаптации ребенка в ДОО | Пицун Елена Владимировна. Работа №304404
В данной статье описывается период адаптации детей в детском саду. Факторы влияющие на данный процесс и способы их разрешения. Упомянается о том, что большую роль перед походом в дошкольное образовательное учреждение, играет не только индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку, но и общение родителя с ребенком. Объясняя куда они сейчас направятся и что там будет происходить. Также в данной статье четко определенны основные признаки завершения адаптации -хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка!
Организация совместной работы педагога и родителей в период адаптации ребенка в ДОО
Пицун Е.В., воспитатель.
МАДОУ № 14 «Центр развития ребенка - детский сад»
г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс
Каждый ребенок, с первого дня своего рождения, познает что-то новое. Каждый новый день – это день, новых открытий и побед. Когда малыш подрастает, перед ним открываются двери детского сада, где его ждет очень захватывающая и познавательная дорога. Но многие дети, даже не представляют, что им там ожидает.
Новый шаг в неизвестность – в силах напугать даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Ведь детский сад – это что-то новое и непонятное для малыша. Неизведанная обстановка, люди, большое количество новых, когда-то будущих друзей, а самое страшное – это временная разлука с родителями, которые раньше практически всегда находились рядом. Все это является огромным стрессом для каждого ребенка.
Для того чтобы облегчить данный процесс, было введено такое понятие как «адаптация» в детском саду. Само слово «адаптация» в толковом словаре Ожегова С.И. трактуется так «адаптация – это прежде всего способность организма человека, приспособиться к чему-то новому». Невозможно не согласиться с данным определением ведь оно грамотно и четко расшифровывает данное понятие. Адаптация – это настоящая победа ребенка – его личностное становление. Его встречает новая социальная среда и взаимодействие с ней. А зарождение термина «адаптация» как пишут педагоги -психологи Айсина Ринна Михайловна, Хачатурина Антонина Вячеславовна и другие в своей работе «Социальная адаптация детей раннего возраста» о том, что «Впервые термин «адаптация» был введен еще в 1865 году, а его основателем был немецкий физиолог – Ауберт». Уже тогда данное понятие расшифровывалось, как способность приспособление человека или другого организма к окружающему миру.
Со стрессом в период адаптации сталкиваются не только дети, но и сами родители. Каждый родитель всегда готов сделать все для того, что облегчить жизнь своего «чада». И почти каждому взрослому не совсем легко дается видеть слезы своего ребенка. А слезы у малышей могут возникнуть по таким причинам как: смена обстановки, переизбыток эмоций, психологическая неподготовленность. И все это должно со временем наладиться и прийти в норму, комфортную индивидуально для каждого ребенка. Главная цель родителей перед походом с ребенком в детский сад –это создать у него положительные эмоции о нем. Постараться вкратце рассказать о садике, о том, что там будет происходить.
Как уже было упомянуто выше, каждый ребенок – это отдельная личность. И без исключения у каждого малыша адаптация протекает по-разному. Это зависит от нескольких факторов.
1) Большую роль играет физиологическое состояние ребенка, его физическое здоровье, бодрствование, аппетит, режим дня по которому он раньше следовал. Таким детям, конечно же, тяжело дается адаптация, они больше привязаны к родителям. Также там, где плохой сон и небольшое голодание – слезы и эмоциональная неустойчивость.
2) Второй фактор – это возраст ребенка. С самого рождение дети имеют большую привязанность к матери. Именно мама с первого вздоха малыша учит его любить, доверять, проявлять любознательность и многому другому. Именно она должна чувствовать своего ребенка и понимать готов ли он к новому этапу своей жизни или же стоит еще немного повременить.
3) Еще один важный фактор – это взаимодействие ребенка с окружающими людьми. Если ему было уделено чрезмерное внимание, ласка, или же грубо говоря полное удовлетворение любых прихотей. Посторонним ему людям будет тяжело уделять ему столько же внимания, сколько ему было подарено ранее. Воспитателю нужно будет быть сосредоточенным на каждом ребенке, а не только на конкретном малыше. Такие дети начинают чувствовать себя одинокими и в основном просто наблюдают за всем происходящим в саду или же играют одни.
4) Заинтересованность окружающим. Задача педагога–проследить, как ребенок сосредоточен на любом его интересующем предмете или игрушке, заинтересовать его. Понять, умеет ли он элементарно играть? Ребёнок, который умеет хорошо играть, легко войдёт в контакт с любым взрослым, потому что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к саду, – это низкий уровень предметной деятельности, в том числе неумение играть. Они капризничают, не могут сами найти для себя занятие, поэтому быстро пресыщаются любой игровой деятельностью, требуют много внимания взрослого, если у них что-то не выходит. Нужно стараться заинтересовать ребенка любым предметом или игрушкой и начинать это делать еще дома. Например, взяв обычную детскую машинку, можно рассмотреть ее каждую деталь, цвет, колеса, фары, дверцы, кузов. Поразмышлять вместе с малышом для чего данная машина, как называется, как ездит, что может перевозить и так далее.
Как же помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?
Для того чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно дома заранее приучать малыша к режиму детского сада. Также можно дома готовить примерно такие же блюдо как в саду. Таким образом, ребенок пойдет в сад и у него не будет с этим проблем.
Также нужно позаботиться о навыках самообслуживания: чтобы он мог одеваться и раздеваться, пользоваться столовым прибором, ходить в туалет и т. д., уделять внимание формированию навыка общения, объясняя, что нужно делиться игрушками - сформировывать только положительные впечатление от детского сада. Со стороны родителей очень важно не пугать ребенка фразами: «Будешь плохо себя вести – останешься ночевать в детском саду!», не обманывать, не преувеличивать.
Уходя, попрощайтесь, чтобы малыш понял, что его не бросают. В период адаптации нужно относиться терпеливо к капризам ребенка. Их нервная система перегружена. Лучше обнять и успокоить, поиграться вместе.
Основная роль успешной адаптации ребенка выпадает на плечи воспитателей. К каждому ребенку нужно найти подход, умения сопереживать, успокоить, вот что должен уметь делать воспитатель. Важно знать об особенностях поведения ребенка, в период адаптации. Нужно сделать так, чтобы малышу было комфортно в детском саду. Ведь самое первое с чего начинается адаптация – доверия человеку.
В период адаптации педагогу необходимо уделить максимально много внимания ребенку, если он капризничает - нужно переключить его внимание на игрушку, обойти группу, посмотреть, что в ней находиться, посадить рядом на стульчик, помочь убрать игрушки, уделять внимание всем детям, не забывать поиграть с детьми в эмоциональные игры, рассказывать сказки, петь песенки, включать расслабляющую музыку, использовать разнообразные игровые методы взаимодействия с детьми.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что адаптация – это достаточно сложный процесс для каждого ребенка. Первая подготовка к саду должна начинаться еще дома, с беседы с родителями. Затем малыш знакомится уже со своей группой и воспитателями. Также не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и переносит адаптацию по-разному. Всегда стоит помнить о том, что признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка.