Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ | Пушкарева Наталья Михайловна. Работа №346625

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена организации работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ней рассматриваются особенности эмоционального развития этих детей, методы и приемы работы, направленные на поддержку и развитие их эмоциональной сферы. Обсуждаются практические примеры, которые могут быть полезны воспитателям реабилитационных центров, а также предлагаются рекомендации по созданию поддерживающей среды для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, воспитание, поддержка, методы работы, психология.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пушкарева Наталья Михайловна, воспитатель
ОГБУ СО ИЦСР ВЕРА
Аннотация: Статья посвящена организации работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ней рассматриваются особенности эмоционального развития этих детей, методы и приемы работы, направленные на поддержку и развитие их эмоциональной сферы. Обсуждаются практические примеры, которые могут быть полезны воспитателям реабилитационных центров, а также предлагаются рекомендации по созданию поддерживающей среды для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, воспитание, поддержка, методы работы, психология.
Эмоциональная устойчивость — это важный аспект общего развития ребенка, который влияет на его способность адаптироваться к изменениям и справляться с трудностями. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эмоциональная устойчивость может стать особенно важным фактором в процессе реабилитации и социальной интеграции. Эти дети часто сталкиваются с дополнительными стрессовыми факторами, такими как негативное восприятие со стороны сверстников, трудности в общении и учебе, а также физические ограничения. Поэтому задача воспитателей в реабилитационных центрах состоит не только в том, чтобы обеспечить коррекцию и развитие навыков, но и в том, чтобы поддержать эмоциональное благополучие детей, помочь им развить способность к саморегуляции, эмпатии и эффективному взаимодействию с окружающими.
Организация работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ требует комплексного подхода и включения разнообразных методов. Важнейшим аспектом такой работы является создание безопасной и поддерживающей среды, где ребенок сможет открыто выражать свои эмоции и учиться управлять ими. Это предполагает как работу с самими детьми, так и взаимодействие с их семьями, а также взаимодействие с другими специалистами, такими как психологи, логопеды и медицинские работники.
Для формирования эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ можно использовать разнообразные методы и приемы, которые помогают развивать навыки саморегуляции, умение справляться со стрессом и негативными эмоциями. Например, игры на развитие эмоционального интеллекта могут помочь детям научиться распознавать и называть свои эмоции, а также эмоции других людей. Важно, чтобы такие игры проводились в непринужденной атмосфере, где каждый ребенок сможет свободно делиться своими переживаниями.
Арт-терапия является еще одним эффективным методом работы с детьми с ОВЗ. В процессе творчества дети могут выразить свои чувства и эмоции, что способствует их психологической разрядке и позволяет лучше понять себя. Например, рисование или создание коллажей на тему "Мои чувства" может помочь детям осознать и осмыслить свои эмоции, а также обсудить их с воспитателем или психологом.
Музыкотерапия может стать полезным инструментом в работе с детьми с ОВЗ. Музыка обладает уникальной способностью воздействовать на эмоциональную сферу, помогая детям расслабиться, сосредоточиться или, наоборот, зарядиться энергией. Использование музыки в образовательном процессе, например, через песни или ритмические игры, может способствовать развитию эмоциональной устойчивости и созданию положительного эмоционального фона.
Важным аспектом работы по формированию эмоциональной устойчивости является развитие навыков саморегуляции. Методы, такие как дыхательные упражнения, медитация или практики осознанности, могут помочь детям научиться контролировать свои эмоции и справляться со стрессом. Воспитатели могут проводить занятия, направленные на освоение этих навыков, используя простые и доступные методы, которые дети смогут применять в повседневной жизни.
Не менее важным является вовлечение родителей в процесс формирования эмоциональной устойчивости у детей. Родители играют ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка и могут помочь ему освоить навыки саморегуляции и эмоциональной осознанности. Воспитатели могут проводить тренинги или семинары для родителей, на которых будут представлены методы работы с детьми, а также рекомендации по созданию поддерживающей домашней среды. Обсуждение с родителями тем, как они могут поддержать эмоциональное развитие своего ребенка, станет важным шагом к созданию единой системы поддержки.
Создание поддерживающей и безопасной среды для детей с ОВЗ является важным условием успешной работы по формированию их эмоциональной устойчивости. Это включает в себя как физическое пространство, так и эмоциональную атмосферу в группе. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно, могли открыто выражать свои эмоции и не боялись осуждения. Воспитатели должны активно работать над созданием атмосферы доверия и взаимоподдержки, где каждый ребенок будет чувствовать себя услышанным и понятым.
Одним из подходов к созданию такой среды может быть использование практик позитивного подкрепления. Поощрение детей за проявление эмоциональной открытости, умение справляться с трудными ситуациями и поддерживать друг друга может способствовать формированию положительной динамики в группе. Важно обучать детей взаимопомощи и сотрудничеству, что поможет им развить социальные навыки и научиться эмпатии.
Среди успешных практик работы по формированию эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ можно выделить несколько примеров. В одном из реабилитационных центров была реализована программа "Эмоциональный час", в рамках которой дети получали возможность делиться своими переживаниями и эмоциями, обсуждая их в группе. Такой формат позволил детям не только осознать и принять свои чувства, но и почувствовать поддержку сверстников. Результаты программы показали, что дети стали более открытыми в выражении своих эмоций и начали лучше понимать друг друга.
Другой пример — использование сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Воспитатель использовал истории, которые отражали разные эмоциональные состояния, и после прочтения проводил обсуждение. Дети делились своими чувствами, обсуждали, как они бы поступили в той или иной ситуации, и это способствовало развитию их эмоциональной осознанности и способности справляться с трудностями.
В заключение, формирование эмоциональной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей воспитателей в реабилитационных центрах. Использование разнообразных методов и приемов, таких как арт-терапия, музыкотерапия и игры на развитие эмоционального интеллекта, позволяет создать поддержку для детей и помочь им развивать навыки саморегуляции и эмоциональной осознанности. Вовлечение родителей в процесс, создание поддерживающей среды и использование практик позитивного подкрепления способствуют успешной работе по формированию эмоциональной устойчивости. Таким образом, внимание к эмоциональной сфере детей с ОВЗ становится неотъемлемой частью реабилитационного процесса и способствует их успешной интеграции в общество.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // СДО. 2015. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-detmi-imeyuschimi-osobye-obrazovatelnye-potrebnosti
Васильченко А.Е., Кузнецова О.В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1
Гудкова Т.В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-puti-integratsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu-v-sotsialnuyu-zhizn
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×