Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ | Светлана Ханифовна Субхангулова. Работа №328805. Номер работы: №328805
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из главных задач ФГОС ДО.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми.
Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребёнок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребёнок, плюс дополнительные потребности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из главных задач ФГОС ДО.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми.
Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребёнок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребёнок, плюс дополнительные потребности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
В процессе пребывания ребёнка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо:
включение
в
работу всех детей группы
, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу;
при
оценке динамики продвижения ребё
нка с ОВЗ сравнивать его не с другими
детьми
, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
создание для ребё
нка атмосферы доброжелательности и
психологической безопасности.
корректная и гуманная
оценка динамики продвижения ребё
нка.
Построение педагогического
прогноз
а
на основе
оптимизма
,
учитывая
положительные стороны его личности.
Дети со значительными нарушениями здоровья могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, однако им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, то их обследованием занимаются следующие специалисты: педагог-психолог, логопед, дефектолог. Воспитатель анализирует полученные данные и выстраивает корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, чтобы наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период, во время которого воспитатель должен снять стресс и обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, а также создать спокойную обстановку.
Если программа не может быть освоена из-за тяжести физических и/или психических нарушений, следует подготовить индивидуальные программы, которые направлены на социализацию детей и нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Итак, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребёнок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Список литературы
1.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф.Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2 изд., испр. - М,2014г.
2.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2016.
3. Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции, проблемы, перспективы: сб. статей по материалам Второго Всероссийского симпозиума с международным участием,2011г. - Чита,2011.