Организация работы с родителями по приобщению детей раннего возраста к народной культуре | Малькова Оксана Андреевна. Работа №351282. Номер работы: №351282
Аннотация. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре является важным направлением в образовательной работе дошкольного учреждения. В статье рассмотрены основные методы и формы организации работы с родителями по вопросам приобщения малышей к народным традициям. Выделены основные направления взаимодействия воспитателя с семьей, а также предложены эффективные методы совместной деятельности. Особое внимание уделено значимости народной культуры для гармоничного развития ребенка и роли семьи в формировании культурных ценностей у детей.
Ключевые слова: ранний возраст, народная культура, дошкольное образование, традиции, семья, воспитание, взаимодействие с родителями, культурные ценности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Малькова Оксана Андреевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида»
Свердловская область г. Каменск-Уральский
Аннотация. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре является важным направлением в образовательной работе дошкольного учреждения. В статье рассмотрены основные методы и формы организации работы с родителями по вопросам приобщения малышей к народным традициям. Выделены основные направления взаимодействия воспитателя с семьей, а также предложены эффективные методы совместной деятельности. Особое внимание уделено значимости народной культуры для гармоничного развития ребенка и роли семьи в формировании культурных ценностей у детей.
Ключевые слова: ранний возраст, народная культура, дошкольное образование, традиции, семья, воспитание, взаимодействие с родителями, культурные ценности.
Воспитание детей раннего возраста должно основываться на формировании у них ценностей, связанных с культурой и традициями своей страны. Именно в раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, активно усваивают окружающий мир, включая обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Народная культура, с ее играми, песнями, сказками, является уникальным инструментом в этом процессе. Однако для полноценного приобщения детей к народной культуре требуется не только усилие воспитателей, но и активное участие родителей.
1. Значение народной культуры в воспитании детей раннего возраста
Народная культура, включающая обычаи, традиции, устное народное творчество, является основой формирования национальной идентичности и способствует развитию нравственных и эстетических ценностей у детей. Ранний возраст — это период, когда закладываются основы мировосприятия и нравственных ориентиров, поэтому народные сказки, песни, обряды, традиционные игры оказывают огромное влияние на формирование духовного мира ребенка.
Для ребенка важно не просто услышать сказку или спеть песню, но и ощутить, что эти элементы культуры являются частью его собственной жизни. Чем раньше дети будут вовлечены в процесс знакомства с народной культурой, тем легче им будет понять и усвоить моральные нормы и ценности, такие как уважение к старшим, дружба, смелость, трудолюбие.
2. Роль родителей в приобщении детей к народной культуре
Родители — это первые и самые важные воспитатели ребенка. Ребенок раннего возраста больше всего времени проводит в семье, и именно от родителей он получает первые знания о мире. Вовлеченность семьи в процесс знакомства ребенка с народной культурой значительно усиливает результат воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Чтобы родители стали активными участниками процесса приобщения ребенка к народной культуре, необходимо провести целенаправленную работу, основанную на уважении, партнерстве и доверии между воспитателем и родителями. Только совместными усилиями можно создать среду, в которой ребенок будет ощущать гармоничное единство между семейным и образовательным окружением, связанным с народной культурой.
3. Формы и методы работы с родителями по приобщению детей к народной культуре
Для эффективной работы с родителями воспитатель может использовать различные формы взаимодействия, ориентированные на интересы и возможности каждой семьи. Среди наиболее эффективных форм выделяются:
1. Родительские собрания и беседы. На собраниях воспитатель может знакомить родителей с основными целями и задачами приобщения детей к народной культуре, рассказывать об особенностях традиционных обычаев и праздников, подходящих для дошкольников. Важно обсуждать с родителями, как именно можно прививать ребенку уважение к народным традициям в повседневной жизни.
2. Консультации. Индивидуальные или групповые консультации помогут родителям получить ответы на вопросы о том, какие игры, песни и сказки наиболее подходят для раннего возраста, как безопасно организовать домашние праздники, включающие народные элементы. Важно также обсуждать с родителями, как каждый член семьи может внести вклад в культурное воспитание ребенка.
3. Памятки и информационные буклеты. Визуальные материалы, в том числе буклеты, памятки, листовки, помогут родителям лучше понять значение народной культуры и привить детям уважение к традициям. Например, буклеты с информацией о народных играх и праздниках или с советами по созданию семейных традиций могут быть полезны для родителей.
4. Совместные мероприятия. Организация праздников и мероприятий с участием родителей и детей способствует созданию особой атмосферы. К таким мероприятиям могут относиться празднование Масленицы, Рождества, Пасхи или других народных праздников. Важно, чтобы родители активно участвовали в подготовке и проведении таких мероприятий, тем самым показывая ребенку важность семейных традиций.
5. Мастер-классы и творческие мастерские. Совместное изготовление поделок, создание кукол, костюмов, украшений для праздников помогает детям и родителям ощутить себя частью народной культуры. Такие мастер-классы способствуют сплочению семьи и оставляют у ребенка яркие впечатления о народных традициях.
4. Советы воспитателю для успешного взаимодействия с родителями
1. Учитывать индивидуальные особенности каждой семьи. Необходимо помнить, что у каждой семьи свои традиции и взгляды. Важно подходить к родителям с уважением, интересом, а также быть готовым помочь и поддержать их инициативы.
2. Разъяснять значимость народной культуры. Родителям нужно понимать, что приобщение детей к народной культуре не просто расширяет их знания, но и оказывает позитивное влияние на формирование личности ребенка, его нравственных и духовных качеств.
3. Поддерживать обратную связь. Для того чтобы работа была максимально эффективной, важно проводить опросы и собирать отзывы родителей об организуемых мероприятиях, а также учитывать их пожелания и предложения. Обратная связь позволяет выстраивать более продуктивные и доверительные отношения.
4. Поощрять родителей к активному участию. Часто родители не знают, как именно они могут помочь ребенку осваивать традиции. Воспитателю важно предложить доступные формы участия, объяснить, что их активное включение в процесс поможет укрепить связи с ребенком и подарит ему позитивный опыт.
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре — важная задача, которая требует участия как воспитателей, так и родителей. Народная культура, с ее ценностями, играми, сказками, праздниками, помогает создать у детей прочную основу для формирования патриотизма, нравственности и уважения к традициям. Вовлеченность родителей в процесс приобщения детей к народной культуре делает этот процесс более ярким, эмоциональным и глубоким, что оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Совместная деятельность воспитателя и родителей позволяет создавать богатую среду, которая станет основой для воспитания гармоничной личности.
Список литературы
Сафонова Л. И., Митякина А. С. Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками // Интерактивная наука. 2023. №9 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znakomstvo-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-traditsiyami-russkoy-kultury-cherez-oznakomlenie-s-narodnymi-prazdnikami
Чайка Е. А. К вопросу о приобщении младших школьников к национальным традициям // Наука и современность. 2014. №32-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-priobschenii-mladshih-shkolnikov-k-natsionalnym-traditsiyam
Шадрина Надежда Викторовна, Хуртина Марина Александровна, Нетесова Наталья Ивановна Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-duhovno-nravstvennym-tsennostyam