Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Организация работы с родителями" | Петрухина Ольга Александровна. Работа №320016

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. В настоящее время в связи с переходом страны на рыночные отношения, обострения социального неравенства, проблем, связанных с мировым экономическим кризисом,  все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

         Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

«Организация совместной работы

с родителями обучающихся, как один из мотивационных

ресурсов образовательной деятельности»

 

 

 

Петрухина Ольга Александровна

педагог – организатор, педагог дополнительного образования

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский

 

Введение

 

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте -

родители и педагоги.

Макаренко А. С.

 

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. В настоящее время в связи с переходом страны на рыночные отношения, обострения социального неравенства, проблем, связанных с мировым экономическим кризисом,  все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Цель этой методической разработки в том, чтобы помочь педагогам  дополнительного образования детей в организации совместных дел родителей и детей, что приведёт к  расширению поля позитивного общения в семье и расширению воспитательного пространства учреждений.

 

Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей.

 

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

- система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

- совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть  основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей.

Программными документами  для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников  могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей", Программа развития учреждения.

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

- воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

- просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

= охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

- методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

- метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый)

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.  Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и дрногие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Организация совместной деятельности родителей и детей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание  библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание  библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский по реализации программы "Шире круг".

Взаимодействие семьи и педагогического коллектива СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский ведётся на основании реализации комплексной целевой программы «Круг» по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников Центра. В процессе взаимодействия  педагогический коллектив  нашего учреждения решает несколько задач:

- изучение  семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей;

- определение форм взаимодействия;

- организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

В учреждении сложился определенный алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов, который включает в себя несколько этапов:

- создание среды для знакомства, взаимодействия;

- формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать;

- организация и осуществление педагогической поддержки родителей;

- включение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- осуществление обратной связи.

На основании многолетнего опыта и традиций в коллективе выделились следующие направления и формы взаимодействия семьи и коллектива Центра:

- "Погода в доме"- психолого- педагогичекое сопровождение работы с родителямиовышение психолого-педагогической культуры родителей способствуют совершенствованию семейного воспитания, влияют на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей,  повышают уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывают положительный семейный опыт. Ежегодно в начале учебного года изучаются семьи обучающихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности обучающихся для организации   эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей обучающихся,   творческого потенциала   учащихся, и педагогов. Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников, налаживания детско-родительских отношений,  выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работыжегодно в мае отслеживается удовлетворённость детей, родителей и педагогов работой, детских объединений, изучаются    запросы социума на образовательные услуги Центра детского творчества “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении”, “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” (методики Андреева А.А.) и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет корректировать образовательный процесс в учреждении.

В работе по психологическому просвещению и профилактике, выделяется два вида деятельности:

- познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы);

- наглядно-информационный (возможность донести любую информацию в доступной форме, тактично напомнить, например, о родительских обязанностях и ответственности, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.

В информационном поле  выделяется несколько потоков. Это информирование:

- отдельных педагогов и родителей;

- группы педагогов и родителей;

- всех педагогов или родителей

Психологическое просвещение  педагогов осуществляется на:

- педагогических советах;

- методических объединениях;

- семинарах-практикумах;

- групповых тематических консультациях;

- школе начинающего педагога.

Для педагогов выпускаются сборники игр, направленных на развитие или коррекцию чего-либо («Если ребенок агрессивен», «Если ребенок один в семье», «Как научить ребенка правильному распределению времени»), стендовые консультации, памятки, буклеты, карманные книжки и т.д. Используются различные варианты сочетания разнообразных методов психологического просвещения родителей:

- информационных (информация предлагается в готовом виде);

поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

- дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

- взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).

 

 

Таблица 1.

Формы и приёмы работы по психологическому просвещению родителей.

 

Индивиду-альные

консультации устные

консультации письменные (памятки, буклеты, карманные книжки, сборники рекомендаций  и т.п.)

Групповые, массовые

родительские собрания (выступления, дискуссии или диспуты, лекции)

деловые, ролевые игры и тренинги (обсуждение и разыгрывание ситуаций, анализ ситуаций, поступков детей и родителей, типов коммуникативных взаимоотношений)

семинары и конференции тематические и по обмену опытом воспитания детей;

консультации, стендовые консультации;

неделя психологии;

интернет-просвещение «Доверие»;

университет педагогических знаний;

психолого-педагогические гостиные;

тематические круглые столы;

методическая литература.

 

2. "Семейный совет» - детско-родительское управление деятельностью Центра.

Взаимодействие семьи и Центра детского творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, привлечение к организации и проведению различных общественных мероприятий, оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы Дворца и экспертизе состояния учебно-воспитательного процесса, обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав всех участников образовательного процесса, качества и условий образования, а так же использование финансовых и материальных ресурсов.

 

Формы работы:

- родительские комитеты детских объединений;

- родительские собрания «Семья и педагоги-партнеры в воспитании»;

- «Склонности и интересы детей в выборе профессии» и т.д.

- попечительский совет.

 

3. "Дом без одиночества" - поддержка семей, имеющих детей с особенностями в развитии.

Зачастую такие семьи остаются один на один со своими проблемами. Родители  замыкаются в своем горе и негативное отношение переносят на весь социум. Часто возникают амбивалентные состояния: желание рассказать о ребенке и страх быть не понятыми, отвергнутыми. И в этих ситуациях психологическая, социальная реабилитация в первую очередь необходима родителям, а затем уже детям. Все это и привело к  развитию этого направления, главная идея которого заключена в его названии.

Формы работы:

- семейный клуб;

- реабилитационные тренинги;

- совместная деятельность  с органами соцзащиты;

- круглые столы с приглашением специалистов разного профиля;

- конференции;

- праздники «Волшебный сундучок со сказками";

- творческие мастерские;

- экскурсии.

4. "Семейные радости"- организация семейного досуга.

Это направление деятельности  помогает родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг-друга, поддерживают творческие начинания и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности. Приоритетными направлениями Дворца является приобщение к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей, организация досуговой деятельности.

Формы работы:

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- клубные дни (школа семейных праздников  «Роль семейных традиций в воспитании детей”;

- часы общения «По секрету всему свету";

- курсы кройки  и шитья, театр моды;

- секция аэробики;

- семейные походы выходного дня.

5. "Семья талантами богата" - семейное творчество.

Деятельность педагогов коллектива по этому направлению помогает гармонизации детско-родительских отношений, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты. Родителям становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.

Формы работы:

- совместные творческие проекты (« Бабушкины посиделки");

- семейный клубный день  по интересам «Традиции в нашей семье";

- фестивали семейного творчества;

- семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обрядах «Раз в крещенский вечерок";

- дни успехов;

- дни здоровья;

- походы выходного дня «Отдыхаем всей семьёй»;

- совместные  традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);

- выставки творческих работ «С мамой вдвоем украсим свой дом»; выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ";

- мастер-классы ( мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.);

- семейные конкурсы («Загляните в семейный альбом», конкурс портфолио «Эстафета семейного успеха» и  т.д.).

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, интернет-общение, творческие отчеты объединений Дворца, освещение деятельности в городских СМИ.

Координация и контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией Центра, родительским комитетом, которые анализируют ход выполнения плана по реализации программы, вносят изменения, осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации программы.

В результате реализации программы у родителей воспитанников повысился интерес  к повышению  психолого-педагогической культуры.  Так по инициативе родителей в 2022 году была создана школа для родителей  «Счастливые дети - счастливые родители», где работа ведется более углубленно по согласованному с родителями плану, появилась страничка для родителей на сайте учреждения, там же можно получить и Интернет-консультацию по любому интересующему вопросу

Традиционный опрос родителей в 2022-2023 учебном году,  выявил улучшение  детско-родительских отношений и повышение уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса и  условиями пребывания В Центре детского творчества детей и родителей, улучшился имидж учреждения в родительском сообществе, что можно проследить в увеличении  количества воспитанников с 1200 в 2020-2021 учебном году до 1345 в 2022-2023уебном год.

А, самое главное, произошло расширение воспитательного пространства  нашего образовательного учреждения за счет вовлечения семьи в единое образовательное пространство и активное участие родителей в деятельности Центре.

Заключение.

 

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш

В.А.Сухомлинский

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом,  помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.

Используемые источники

1. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.

2.http://www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

3.http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/07/12/sovremennye-formy-rabotys-roditelyami-v-doshkolnom

4.http://konkurs-dlya-pedagogov.info/razbudim-roditelej/

5.http://semyarossii.ru

6.http://festival.1september.ru/articles/649123/

7.http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-genadevna-anuleva/pedagogicheskaja-statja-na-temuformy-raboty-s-roditeljami.html

8.http://мпгуф/wp-content/uploads/2015/05/Moreva-NiSh2015-3.pdf

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×