Организация работы с высокомотивированными или одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности | Пляскина Ирина Евгеньевна. Работа №346017
Цель работы с высокомотивированными учащимися:
создание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации способностей детей.
Задачи:
- Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным.
- Научить строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
-Повышать интеллектуальную нагрузку учащихся.
«Организация работы с высокомотивированными или одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.»(из опыта работы)
Цель работы с высокомотивированными учащимися:
создание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации способностей детей.
Задачи:
- Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным.
- Научить строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
-Повышать интеллектуальную нагрузку учащихся.
Учитель начальных классов Пляскина И.Е
МАОУ СОШ №1 п. Забайкальск, Забайкальский край
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности ребёнка на начальном этапе, в начальной школе. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать ребенка и развить его способности.
Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности. Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют креативную активную, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра », но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями олимпиад, конкурсов. .
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя и родителя. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – наша задача.
Высокомотивированный ученик — это ученик, у которого высоко развита внутренняя и внешняя потребности быть успешным в определённой области знаний и деятельности.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, интересные материалы и задачи.
На уроках я стараюсь показать учащимся, что знания необходимы всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Я замечаю, что некоторым детям при работе на уроке становится скучно, чаще на математике, если идёт урок закрепления пройденного материала, так как они усвоили этот материал на первом уроке. В таких случаях, конечно же, я использую дополнительный материал: это задания – презентации, индивидуальные карточки, тетради на печатной основе. Иногда использую интересный приём «Попробуй-помоги», где проявляются навыки наставничества.
Особую помощь при подготовке к урокам оказывает интернет, где можно всегда найти задания развивающего характера. Это занятие мне самой нравится, поэтому каждый урок с презентацией ( игры, тренжеры, викторины), включаю видеоролики.
Кружок «Умники и умницы» проходит в игровой развлекательной форме, где дети с удовольствием показывают результаты своей обученности и творчества.
В работе с одарёнными детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный. Формы работы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. Стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике, русскому языку, окружающему миру. В нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Конкретной программы по работе с высокомотивированными учащимися у меня нет. Но мне бы хотелось представить некоторые моменты из опыта работы с такими детьми. Хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. При этом замечаю, что одарённые ребята показывают нестандартность своего мышления.
В рамках современного урока актуальным является проект, который помогает развиваться. Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Предлагаю группе своих учеников познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как они отвечают, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель.
При осуществлении проекта необходимо учитывать возраст школьников. Исходя из этого, определяются цели и задачи проекта, его сроки и форма. Подготовку к серьезной проектной деятельности я начинаю во 2 классе.
Уже несколько лет подряд выполнение индивидуального проекта для учащихся начальных классов в нашей школе является обязательным. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения учебных предметов.
В итоге работы над проектами получены следующие результаты
Результаты защиты проектов 4-е классы 2019 год.
Класс.
Количество учащихся.
ФИО учителя
Творческий уровень.
Повышенный уровень.
Базовый уровень.
4А
28
6
11
8
4Б
25
3
12
11
4В
30
6
3
14
4Г
26
Пляскина И.Е.
5
11
10
4Д
27
3
9
10
4Е
24
4
9
8
Результаты защиты проектов 4-е классы 2024 год.
Класс.
Количество учащихся.
ФИО учителя
Творческий уровень.
Повышенный уровень.
Базовый уровень.
4А
30
11
16
3
4Б
30
6
10
14
4В
28
8
12
8
4Г
29
Пляскина И.Е.
7
16
6
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию личности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я проводила в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Результаты предметных школьных олимпиад за период 2019-2024 уч. год
Мероприятие
Сроки
(год)
Класс.
Ученики.
Результат.
Предметная олимпиада по русскому языку
2019
4
Крылова Д.
1 место
Предметная олимпиада по математике
2019
4
Дагбаев Ч.
Крылова Д.
1 место
2 место
Предметная олимпиада по окружающему миру
2019
4
Крылова Д.
Крупович Е.
1 место
2 место
Предметная олимпиада по русскому языку
2021
1
Коробейникова А.
Сальникова М.
3 место
3 место
Предметная олимпиада по окружающему миру
2022
2
Окладников М.
1 место
Предметная олимпиада по математике
2022
2
Окладников М.
1 место
Предметная олимпиада по русскому языку
2023
3
Окладников М.
Коробейникова А.
1 место
2 место
Предметная олимпиада по окружающему миру
2023
3
Окладников М.
Еманаков К.
Коробейникова А.
1 место
2 место
3 место
Предметная олимпиада по русскому языку
2024
4
Окладников М.
Коробейникова А.
1 место
2 место
Предметная олимпиада по математике
2024
Окладников М.
Лебединский С.
2 место
3 место
При выпуске из начальной школы ребята также показывают успешные результаты в предметных олимпиадах.
Результаты олимпиад.5 класс-2020 год.
Ф.И ребёнка
Предмет
Результат по школе.
Результат по району .
Коротаев Илья
Астрономия
1
География
2
2
Русский язык
1
2
Дыжигмаева Арина
Литература
1
2
География
3
1
Федотова Алина
География
1
Биология
3
Физика
3
Малова Александра
Биология
2
Ляшенко Полина
Астрономия
2
Физика
2
Попова Кристина
ОБЖ
2
Баженова Татьяна
ОБЖ
1
Я замечаю, что некоторым детям при работе на уроке становится скучно, чаще на математике , на уроках закрепления пройденного материала, так как они усвоили этот материал на первом уроке. В таких случаях, конечно же, я использую дополнительный материал: это задания – презентации, инд. карточки, тетради на печатной основе. Иногда интересен приём «Попробуй-помоги».
Особую помощь при подготовке к урокам оказывает интернет, где можно всегда найти задания развивающего характера. Это занятие мне самой нравится, поэтому каждый урок с презентацией ( игры, тренжеры, викторины), включаю видеоролики.
Кружок «Умники и умницы» проходит в игровой развлекательной форме, где дети с удовольствием показывают результаты своей обученности и творчества.
В работе с одарёнными детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный. Формы работы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. Стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике, русскому языку, окружающему миру. В нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя и родителя. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – наша работа. Одаренность во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.