Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация работы со слабоуспевающими через разработку индивидуальных маршрутов обучения в условиях адаптивной школы. | Байгукшинова Елена. Работа №242441

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Байгукшинова Елена
В статье описаны способы реализации задачи индивидуализации образовательного процесса. Даны способы построения и этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута.

Организация работы со слабоуспевающими через разработку индивидуальных маршрутов обучения в условиях адаптивной школы.

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В поиске направлений совершенствования общеобразовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Именно поэтому в течение ряда лет наша школа работает над идеей создания адаптивной школы, которая предполагает повышение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах, более полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Личностный смысл и значимость для обучающегося собственной траектории движения в образовании обозначаются некоторыми авторами таким понятием как «личностный познавательный маршрут», принципами построения которого являются:

1. Принцип систематической ступенчатой диагностики. Предполагает психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего обучения в начальной школе.

2. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий. Каждому ребенку необходимо подбирать и использовать подходящие именно для него методы и формы обучения. Подбор осуществляется исходя из личностных особенностей ученика.

3. Принцип контроля и корректировки. В процессе учения необходимо отслеживать результат и в случае неэффективности используемых методов и приемов корректировать их.

4. Принцип систематичности наблюдений. Для исключения получения ситуативных данных о развитии ребенка нужно обеспечить систематическое психолого-педагогическое наблюдение за учебной деятельностью ребенка.

5. Принцип пошаговой фиксации. Все данные, которые учитель получает, наблюдая за ребенком во время реализации им индивидуального маршрута, должны заноситься в специальную карту его развития.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например в 1 классе на все 4 года начального обучения, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

В чем может проявляться индивидуальность обучающихся в образовательном процессе, и что необходимо учитывать при проектировании индивидуального образовательного маршрута.

1.Разная степень усвоения обучающимися предшествующего материала.

2.Индивидуальный темп, скорость продвижения обучающихся в учении.

3.Различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4.Различная степень сформированности учебной деятельности.

5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы).

Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута в представленной модели:

1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить группу младших школьников, испытывающих следующие трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения)» и определяется содержание индивидуального образовательного маршрута.

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик. Цель данного этапа - выявление причин трудностей ребенка.

Диагностика включает в себя такие задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребенок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями. Для учеников диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что ее результаты не оцениваются по пятибалльной шкале.

Педагогическая диагностика дает возможность проанализировать особенности методики, оценить эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках.

Диагностика позволяет выявить причины слабой успеваемости. Они представлены на слайде.

Причинами слабой успеваемости учащихся являются:

1. Физиологические;

2. Психологические;

3. Социальные.

С точки зрения психологии причинами слабой успеваемости являются:

1.Недостатки познавательной деятельности

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

2.Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе результатов диагностики и наблюдения.

Построение самого маршрута для младших школьников зависит от специфики тех трудностей, которые испытывает ребенок. Маршрут может быть ориентирован на компенсацию одного вида трудностей или сразу целого комплекса.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения. За основу минимальной единицы коррекции берется блок уроков, включающий все его типы. Индивидуальный образовательный маршрут может использоваться во всех предметных областях (обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) на всех типах уроков и на любом из его этапов.

5. Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (удалось ли ликвидировать трудность).

Трудно отрицать факт, что в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Можно выделить 4 варианта образовательных маршрутов:

-вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития;

-вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем;

-вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.

-вариативный образовательный маршрут для учащихся с различными специальными способностями.

Условием достижения целей и задач любого вариативного образовательного маршрута является сохранение индивидуальных особенностей учеников.

Реализация данных маршрутов строится по трем уровням: общеклассный, групповой и индивидуальный.

Уже на первом общеклассном уровне учитель корректирует свою работу с классом, на основе результатов диагностики.

Второй уровень – уровень групповой работы. На этом этапе учитель продумывает задания для целой группы детей, испытывающих одинаковые трудности.

Третий уровень- уровень индивидуальной работы с детьми, требующими особого подхода. На данном уровне работа строится с учетом возможностей конкретного ученика.

Таковы теоретические основы работы по использованию индивидуальных образовательных маршрутов. А я расскажу о собственной практике их реализации. Причин для обучения детей по индивидуальным маршрутам в рамках своей педагогической деятельности было несколько.

В моем классе 20 человек. На слайде представлен его социальный портрет.

девочек

мальчиков

неполных семей

малообеспеченных

неблаго

получных

многодетных

семей

опекаемых

с нарушением зрения

11

9

12

5

3

2

2

4

 

Диагностика, проведенная в 1 классе выявила разный уровень готовности учащихся к школе. Результаты исследований психолога показали, что 40% детей составляет группу риска, 15% – группа «Беда». У них отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. Особое внимание нужно было уделить не усвоению учащимися программного материала, а становлению предпосылок к учебной деятельности. Необходимо было тренировать усидчивость, развивать память, учить их мыслить логически.

Мониторинг оценки качества знаний учащихся в начале 2 класса показал, что в классе 8 детей, у которых есть проблемы в освоении учебного материала. 1 ученик с задержкой психического развития (второгодник). Для них характерна незрелость эмоционально – волевой сферы. Они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладели навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость.

Поэтому при работе с таким коллективом были необходимы индивидуальные образовательные маршруты для развития творческого и личностного потенциала.

На слайде представлена примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута, которую я использую.

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Примечание

 

 

 

Занятия в классе

 

 

 

 

 

Групповые занятия

 

 

 

 

 

Самостоятельное изучение материала

 

 

 

 

 

Домашняя самостоятельная работа

 

 

 

На следующем слайде пример образовательного маршрута для группы учащихся, который составляется по итогам контрольных работ, тестов на 1 четверть, после чего провожу повторный контроль знаний. В классе создала 2 группы: по русскому языку и математике с детьми, испытывающими трудности в обучении.

1 группа по математике итоговый тест

 

 

 

Название темы

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Нахождение неизвестного компонента

-

-

-

-

-

-

Преобразование величин

-

-

-

-

-

-

Нахождение площади

-

+

-

-

-

-

Нахождение буквенных выражений

-

-

-

-

-

-

Нахождение периметра

-

-

-

+

-

-

Умножение на однозначное число

-

-

-

-

-

-

Порядок действий

-

-

+

-

-

-

Решение составных задач на сравнение

-

-

-

-

-

-

 

2 группа по русскому языку итоговый тест

 

 

Название темы

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Звуковая запись слова

-

--

-

-

-

-

-

-

-

Однокоренные слова

-

-

+

-

+

-

-

-

-

Антонимы, синонимы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Склонения существительных

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Падежи существительных

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Главные члены предложения

-

-

+

-

+

-

-

-

-

Части речи

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Прямое и переносное значение слов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Личные местоимения

+

-

+

+

-

-

-

-

-

Времена глаголов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Многозначные слова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Следующий индивидуальный маршрут представлен для конкретного ребенка.

Лист индивидуального маршрута обучающегося

ФИО учащегося ………

Класс ……3 «В»….

предмет

тема

Отметка о выполнении

дата

 

Русский язык

Главные члены предложения

+

15.05

 

 

Части речи

+

16.05

 

 

Склонения существительных

+

17.05

 

 

Безударные окончания существительных

+

20.05

 

 

Личные местоимения

+

21.05

 

 

Времена глаголов

+

22.05

 

 

Однокоренные слова

+

23.05

 

При разработке индивидуальных маршрутов я учитываю разные направления и виды деятельности.

Оказание помощи школьнику на уроке.

Дополнительные занятия с учеником во внеурочное время по индивидуальным маршрутам.

Работа с родителями.

Различные формы взаимопомощи

.

Сильные учащиеся, быстро выполнив свое задание, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, т.к. могут воспользоваться помощью товарища.

Дополнительные занятия провожу не реже 1 раза в неделю. Если же ребенку требуется консультация, он может обратиться к учителю в любой день.

В содержание дополнительных занятий включаю учебный материал по индивидуальному маршруту, который не только помогает преодолеть пробелы в знаниях, умениях и навыках, но готовит к осмысленному, активному участию в изучении нового материала.

 

За несколько дней до окончания маршрута выдаю оценочный лист, в котором учащиеся оценивают на «шкале успеха» свою работу, формулируют умения и навыки, обозначают трудности, возникшие при работе.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

Работа по индивидуальному маршруту включает в себя индивидуальные беседы и консультации с родителями ученика о том, как оказать помощь при выполнении домашнего задания, советы по воспитанию и т.д. Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

В течение реализации этих маршрутов обязательно веду мониторинг их учебной деятельности. Он помогает проследить динамику развития мотивационной сферы учащихся, развитие познавательных процессов и общеучебных навыков.

За период 2-х лет работы я получила следующие результаты:

Внимание: высокий уровень -53%, средний -37%, низкий – 10%.

Память: слуховая-69%, зрительная -60%, моторно-слуховая-41%, зрительно-моторно-слуховая – 56%

Мышление: высокий-26%, средний -74%, низкий -0%.

Анализ уровня развития учебной мотивации показал, что учащимся нравится учиться в школе(75% ответили положительно). Дети рассказывают родителям о школе (82%). В классном коллективе благоприятный психологический климат.

Формирование положительной учебной мотивации младших школьников невозможно без учета их личностного развития. Становление учебной мотивации младшего школьника требует индивидуального подхода, который обеспечивает создание необходимых и оптимальных условий, в которых формируется положительная мотивация.

Таким образом, я убедилась, что индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются как для каждого конкретного ученика, так и для группы учащихся, испытывающих общие проблемы. Использование индивидуального образовательного маршрута не только позволяет создавать условия, но и дает учителю полную картину о личностном развитии учеников. Анализ движения детей по индивидуальным маршрутам позволяет учителю выяснить причины его слабой учебной мотивации или, наоборот, увидеть причины устойчивой положительной мотивации, что позволит впоследствии корректировать маршрут в соответствии с целью деятельности ученика. И задача учителя помочь ему раскрыть свои таланты на своем уровне развития.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×