ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ | Жанна Владимировна Удодова. Работа №326165
Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога дошкольных и школьных образовательных учреждений (далее ОУ).
На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.
Целью работы учителя-дефектолога является:
· своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
· коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Организация работы учителя-дефектолога
в образовательных учреждениях1
Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога дошкольных и школьных образовательных учреждений (далее ОУ).
На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.
Целью работы учителя-дефектолога является:
своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:
выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель);
динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:
1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).
Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены:
на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
консультативную работу с педагогами и родителями;
участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.
Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.
В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.
Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.
Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:
индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. приложение 1);
журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. приложение 2);
журнал посещаемости занятий;
расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;
перспективный план работы (по направлениям) (см. приложение 3);
перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;
календарные планы групповых и индивидуальных занятий;
индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;
аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. приложение 4);
методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;
тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;
паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
Методические рекомендации по ведению документации
учителя-дефектолога2
Приложение 1
Индивидуальная карта развития ребёнка,
зачисленного на занятия к учителю-дефектологу
Фамилия, имя, отчество ____________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Школа или ДОУ ______________класс (группа) ________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявление негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) _______________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики __________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) __________________________________________________________
Обучаемость:
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь) ______________________________________________
– способность переноса на аналогичные задания ________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность, инертность действий, самоконтроль) ______________________
__________________________________________________________
Темп работы (на учебном и внеучебном материале) ______________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация
Сформированность пространственно-временных представлений
__________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) ______________________________________
Особенности внимания ____________________________________
Особенности памяти ______________________________________
Особенности мышления:
– уровень развития наглядных форм мышления ________________
– словесно-логическое мышление ___________________________
Особенности конструктивной деятельности ___________________
Общая характеристика речевого развития _____________________
Сформированность учебных навыков:
Математика:
– сформированность понятий числа, числовой последовательности __________________________________________________________
– вычислительный навык __________________________________
– навык решения задач ____________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Русский язык:
– навык каллиграфического письма __________________________
– навык орфографического письма под диктовку _______________
– списывание текста ______________________________________
– выполнение грамматических заданий _______________________
– характерные ошибки ____________________________________
Чтение:
– темп чтения ___________________________________________
– способ чтения _________________________________________
– понимание прочитанного ________________________________
– навыки работы с текстом ________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) ___________________________________________
Дополнительные сведения: ________________________________
Заключение: ____________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста: _____________________
Дата обследования _______________________________________
Подпись _______________________________________________
Журнал учёта обследуемых учащихся (воспитанников)
Дата
Ф. И. О.
Класс
(группа)
Причина обращения
Заключение
Журнал движения ребенка
Ф.И.О.,
класс
(группа)
Дата
зачисления
Направление коррекционной работы
Вид коррекционной работы (индивидуальная, фронтальная)
Дата
выпуска
Примечание
Приложение 3
Перспективный план работы учителя-дефектолога
(примерный)
Направления
работы
Класс
(группа)
Цель проводимых
мероприятий
Сроки
Ответственный за проведение
1. Диагностика
– учебно-познавательная деятельность
1-й класс или подготовительная группа
Определение актуального уровня развития, ЗБР. Выявление учащихся, нуждающихся в помощи
Сентябрь
Дефектолог
Логопед
Психолог
– углубленная диагностика
1–4 классы или средняя, старшая группы
Определение сформированности психических
функций, учебных навыков
В течение года
Дефектолог
Члены
ПМПк
– посещение уроков, занятий, анализ работ
Коррекционные группы
Изучение особенностей учебной деятельности.
Определение эффективности коррекционной работы
Ноябрь
Январь
Апрель
2. Коррекция.
Проведение индивидуальных и групповых занятий
Коррекционные группы
Коррекция нарушений психического развития.
Формирование умений и навыков для усвоения программного материала
3. Просвещение.
Педагоги.
Выступления на МО учителей, воспитателей.
Участие в работе ПМПк
Педагоги коррекционных классов или групп
Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекции.
Разработка индивидуальных комплексных программ и анализ их эффективности
Октябрь
Согласно плану консилиума
Дефектолог
Дефектолог
Приложение 4
Отчет о результатах работы учителя-дефектолога
на конец учебного года
Группы
Тяжелые
нарушения
речи
Стойкое нарушение познавательной деятельности
(У / О)
Снижение познавательной деятельности
(ЗПР)
Аутизм и прочие сочетанные нарушения
Выявлено
Зачислено
Выпущено
Оставлено для продолжения коррекции
Выбыло