Организация работы учителя индивидуального обучения на дому | Назарова Любовь Николаевна. Работа №354073. Номер работы: №354073
Как организовать работу начинающему учителю индивидуального обучения на дому с диагнозом
УО РОП ЦНС, снижение интеллекта, эмоционально – волевая недостаточность. За короткий срок как получить
положительные результаты.
Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых, зрительских восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти и самое главное работа с родителями.
Учитель индивидуального обучения на дому: Назарова Любовь Николаевна
Место работы: МБОУ Хатын – Арынская СОШ имени И.Е.Винокурова,
Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Тема: «Организация работы учителя индивидуального обучения на дому:
проблемы и перспективы.»
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами.
Это люди, которым судьба послала сложные испытания.
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.»
Л.И.Швецова
Индивидуальное обучение является одной из форм школьного обучения. Как и у каждой формы обучения, здесь есть свои положительные моменты, имеются свои неудобства и недочеты. Это трудоёмкий процесс.
Ведущим принципом своей работы я считаю – сохранение и улучшение здоровья обучающегося. Индивидуально работая с моим учеником, стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной , гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учетом системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов.
Вот и являлось девизом в моей работе, построенной из следующих составляющих: образование, воспитание, развитие ребенка – инвалида.
Первые дни для меня были самыми трудными.
До этого работала учителем математики 42 года. Поэтому не могу себя представить вне профессии учителя. С самого детства меня окружала в семье педагогическая среда (педагогический стаж семьи 153 лет). Наверное, поэтому во мне была востребованность проявить себя в роли учителя, претворить в реальность свои желания участвовать в сложном процессе развития человека.
Выбрав эту профессию, берешь на себя ответственность за судьбы любых детей, за их духовное и нравственное состояние. Для профессии учителя обязательно, в первую очередь, душой и сердцем чувствовать каждого ученика, при этом необходимо уважать его мнение, каким бы оно не было.
Это основная нить, ведущая к достижению полного контакта между учителем и учеником.
Педагогу необходимо обращаться к детям, как к отдельным личностям, и доверять им, относиться ровно ко всем детям. Только в таком случае учитель способен открыть ребенку пути познания окружающего мира, понимания сути жизни.
И тогда учитель вправе требовать с него плоды своей деятельности во всей красе.
После учителя математики у меня появились затруднения. Ну, а теперь, как учитель индивидуального обучения, работающий с такой категорией детей, должна знать не только методику преподавания предметов, дисциплин, но и азы дефектологии, логопедии, ребенка с ОУ, ему необходимы умения и приемы, социальные знания работы.
Следует сказать, что в одиночку учителю очень трудно, а часто и невозможно добиться положительных результатов. Для успешного результата необходимо работать сообща со всеми педагогами школы. Что и мы сделали.
С чего начала свою работу? Проходила фундаментальные курсы повышения квалификации для учителей начальных классов (ФГОС НОО, ДО, ФОП, ФАОП) и курс повышения квалификации по теме «Содержание и структура федеральной адаптированной образовательной программы ДО, НОО, ООО для обучающихся с ОВЗ». Посещала семинары, проходила беседы с опытными учителями , работающими с детьми с ОВЗ. Проходила переподготовку на учителя начальных классов. Без этого никак нельзя работать с детьми с неограниченными возможностями.
После этого только, построила себе поэтапный план, позволяющий перестроиться в «универсального » педагога, умеющего работать с любым контингентом детей. Составила адаптированную рабочую программу, подобрала методическую литературу, приобрела наглядные пособия для работы с учениками. При этом мне помогали учителя начальных классов.
Все рабочие проблемы и вопросы в одиночку решить невозможно.
Поэтому в работу активно включились родители ребенка. У моего ученика диагноз: УО РОП ЦНС, снижение интеллекта, эмоционально – волевая недостаточность. Родители воспитали сына с таким диагнозом можно сказать достойно. Мальчик очень воспитанный. У него очень хорошая социализация. Со стороны родителей постоянно шла положительная мотивация, на любую просьбу они реагировали положительно. Учебный процесс проходит по заказу родителей.
Иными словами, обучение у нас процесс двусторонний, взаимопроникающий, предпологающий тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Главное в этом многогранном процессе – результат: становление обличенной знаниями максимально социализованной личности ( насколько это возможно для конкретного ребенка).
Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых, зрительских восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.
Понятно, что ребенок с органическим поражением головного мозга весь программный материал не усвоит, стандартные методы и приёмы преподавания для него не подходят.
В первые месяцы преподавания , каждый раз собираясь на занятия, не знаешь, какое у него самочувствие, настроение, как он будет воспринимать учителя. Поэтому, на каждый такой случай всегда подготовила запасной вариант. Предлагаемый материал ребенок усваивал частично после долгих кропотливых занятий. Поэтому занятия старалась проводить в игровой форме, чтобы ребенку было интересно. При этом огромную помощь оказывали компьютерные технологии. Презентации, просмотр роликов, видеоигры, прослушивание аудиозаписей вызывают положительную мативацию, желание заниматься.
На занятии по технологии лего – конструировании развивали самостоятельность, дисциплинированность, терпение и упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Каковы результаты за один год моей работы?
На сегодняшний день мой ученик умеет:
- При входе в школу приветствует учеников, учителей на трех языках. (русский, якутский, английский);
- Верхнюю одежду убирает аккуратно, опрятен;
- Знает свое рабочее место, готовит рабочее место к уроку, старается выполнять правила поведения во время урока и на перемене, быстро реагирует на замечания учителя;
- Умеет пользоваться школьными принадлежностями. Ручку, карандаши держит правильно. Ведущая рука правая;
- Может писать цифры очень аккуратно по одной клеточке. Решает примеры с помощью калькулятора. Испытывает затруднения при решении простых арифметических задач, примеров на развитие логического мышления;
- По русскому языку ( ребенок русскоязычный) может писать диктант печатными буквами в тетради и на компьютере. Затрудняется писать прописью;
- Наша большая победа – за год учебы, умел разговаривать на родном языке. Читает на якутском языке;
- На занятиях английского языка занимается охотно;
- За четыре занятия по чтению может выучить стихотворения наизусть. Выучил стихотворение на трех языках;
- Умеет сам делать презентации на уроках истории, природоведении, географии по новым и пройденным темам;
- Умеет конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме ;
- Лепить пластилином затрудняется, но старается;
- В столовой кушает аккуратно. После обеда убирает за собой;
- Знает многих учителей, работников школы по именам и отчествам;
- С учениками очень старается относиться вежливо;
Сейчас у меня жизнерадостный, замечательный ученик!
Чтобы видеть результаты своего труда, я веду мониторинг и отслеживаю динамику развития ребенка.
«Плюсы» надомного обучения ( домашнее обучение в образовательной школе):
Самый важный плюс
домашнего
обучения
—
это системный подход, при котором ребёнок развивает свои сильные стороны. Это достаточно сложно воплотить в формате традиционной школы, где пока ещё материал преподносят и оценивают знания уравнительно.
О
дно несомненное преимущество — сбалансированная нагрузка и ускоренное прохождение школьной программы, ведь экономится колоссальное количество времени.
Возможность корректировать программу под интересы и запросы
р
ебёнка .
Можно подстраивать расписание под свои цели — не только в плане времени, но и наполнения. Если обычно дети изучают только школьную программу, то в Домашней школе
Фоксфорда
можно построить
индивидуальный образовательный маршрут
.
Возможность получить полноценные
знания в нужном объеме без лишней волокиты, включая в обучение необходимый и достаточный спектр предметов.
«Минусы» моему ученику в школе я не вижу.
Цель проекта - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских способностей.
Задачи проекта:
1. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
2.Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
3.Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
4. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией, чертежом, схемой и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
5.Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников при создании коллективной работы;
6.Развивать самостоятельность, дисциплинированность, терпение и упорство в достижении цели;
7. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.
Актуальность обусловлена необходимостью формировать у современных дошкольников, живущих в эпоху активной информатизации, технических (инженерных) способностей.