Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация работы учителя с детьми с ОВЗ в школе | Орёл Людмила Саматовна. Работа №348577. Номер работы: №348577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной школы. Рассматриваются основные подходы и методы, направленные на создание инклюзивной среды, где дети с ОВЗ могут успешно интегрироваться в учебный процесс. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, адаптации учебных материалов и созданию комфортной образовательной среды для всех учеников.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебного процесса, индивидуальный подход, специальные образовательные условия.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ШКОЛЕ

 

Орёл Людмила Саматовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Советское Долинского района Сахалинской области

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной школы. Рассматриваются основные подходы и методы, направленные на создание инклюзивной среды, где дети с ОВЗ могут успешно интегрироваться в учебный процесс. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, адаптации учебных материалов и созданию комфортной образовательной среды для всех учеников.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебного процесса, индивидуальный подход, специальные образовательные условия.

 

Инклюзивное образование, включающее детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становится всё более актуальным в современных школах. Согласно федеральным образовательным стандартам, школы должны создавать условия для того, чтобы дети с ОВЗ могли на равных участвовать в учебном процессе. Учителя начальных классов играют ключевую роль в успешной интеграции таких детей, поскольку именно в младших классах закладываются основы их дальнейшего образования и социализации.

Работа с детьми с ОВЗ требует не только глубокого понимания особенностей развития этих детей, но и применения специальных педагогических подходов, адаптации учебных материалов и создания поддерживающей образовательной среды. Важно, чтобы учитель смог организовать процесс обучения так, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно и могли наравне с другими учениками участвовать в учебных и внеучебных активностях.

Особенности организации учебного процесса с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут иметь различные виды нарушений — от физических и сенсорных до когнитивных и эмоциональных. Поэтому важнейшей задачей учителя является выявление индивидуальных особенностей каждого ученика и адаптация учебных программ под их потребности. Важно, чтобы обучение было доступным, интересным и соответствовало возможностям каждого ребенка.

Индивидуальный подход к каждому ученику

Для эффективной работы с детьми с ОВЗ учитель должен использовать индивидуальный подход, который учитывает особенности восприятия и темпы усвоения материала. Разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП) помогает планировать занятия с учетом нужд конкретного ребенка. ИОП может включать адаптацию методов подачи материала, использование специальных учебных пособий и дополнительных заданий, которые помогут ребенку усваивать программу на своем уровне.

Адаптация учебных материалов и заданий

Материалы для детей с ОВЗ должны быть адаптированы под их способности и возможности. Это может включать использование укрупненного шрифта для детей с нарушениями зрения, упрощение языковых формулировок для детей с задержкой речевого развития, а также применение мультимедийных средств для улучшения восприятия информации. Для детей с двигательными нарушениями можно предусматривать дополнительные возможности для выполнения заданий, например, использование специализированных компьютерных программ.

Инклюзивная среда: роль учителя и класса

Создание инклюзивной образовательной среды — ключевая задача, стоящая перед каждым учителем, работающим с детьми с ОВЗ. Инклюзия подразумевает не только физическое присутствие детей с ОВЗ в классе, но и их активное участие в учебной и общественной жизни школы.

Поддержка со стороны учителя

Учитель должен стать не только педагогом, но и наставником для детей с ОВЗ, помогая им адаптироваться к школьной жизни. Важно обеспечить детям психологическую поддержку, создать атмосферу, в которой они чувствуют себя защищённо и уверенно. Для этого учитель может применять техники ненасильственного общения, поощрять индивидуальные успехи учеников и обеспечивать доступную обратную связь.

Работа с коллективом

Не менее важно вовлечение всего класса в процесс инклюзии. Работа с коллективом должна быть направлена на формирование у учеников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Учитель может организовать тематические беседы, групповые задания и внеклассные мероприятия, которые будут способствовать сплочению коллектива и взаимной поддержке. Дети должны понимать, что их одноклассники с ОВЗ могут нуждаться в помощи и поддержке, и учитель может создать условия для того, чтобы эта помощь была естественной и ненавязчивой.

Методы работы с детьми с ОВЗ

Методика работы с детьми с ОВЗ требует применения разнообразных форм и методов обучения, направленных на развитие их познавательных способностей и навыков самостоятельной работы.

Игра как основной метод обучения

Игра является мощным инструментом для обучения детей с ОВЗ. Дидактические игры помогают детям не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать коммуникативные навыки, координацию движений, внимание и память. Учитель может использовать игры на развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия, а также игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Проектная деятельность

Проектная работа — еще один эффективный метод, позволяющий детям с ОВЗ активно участвовать в учебном процессе. Учитель может предложить ученикам создать проекты, соответствующие их интересам и способностям. Это может быть создание творческих работ, небольшие исследования или участие в групповых проектах с другими учениками. Проектная деятельность развивает у детей с ОВЗ чувство ответственности, самостоятельность и навыки командной работы.

Использование современных технологий

Современные технологии играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Интерактивные доски, планшеты, образовательные программы и приложения позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья более эффективно усваивать информацию. Например, компьютерные программы с голосовым сопровождением могут помочь детям с нарушениями зрения, а специальные приложения для развития речевых навыков — детям с речевыми нарушениями.

Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе требует от учителя гибкости, креативности и глубокого понимания особенностей каждого ребенка. Важно помнить, что инклюзия — это не просто процесс адаптации школьной среды под нужды детей с ОВЗ, но и создание атмосферы, где каждый ученик чувствует себя полноценной частью коллектива. Инклюзивное образование способствует развитию у детей навыков общения, социальной ответственности и взаимопомощи, что является важной частью их общего развития. Учитель, обладая инструментами и методами инклюзивного обучения, может помочь детям с ОВЗ успешно интегрироваться в образовательный процесс и добиться значительных успехов в учебе.

 

Список литературы

Магомедова Аида

Насрутдиновна

,

Асланбекова

Анжелика

Хаирбековна

, Гаджимагомедова Татьяна

Гаирбековна

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с

овз

в условиях

общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №78-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly

Ростовцева Марина Викторовна, Помазан Валерий Александрович,

Рутц

Максим Леонидович, Ананьев Вячеслав Николаевич, Бобрик Екатерина Сергеевна Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения // Педагогика и просвещение.

2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-sredney-shkoly-k-realizatsii-inklyuzivnogo-obucheniya

Шалова

Светлана Юрьевна, Меньшикова Татьяна Ивановна, Дмитриева Анастасия Александровна Изучение готовности младших школьников с ОВЗ к совместной трудовой деятельности // БГЖ. 2019.

№3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-gotovnosti-mladshih-shkolnikov-s-ovz-k-sovmestnoy-trudovoy-deyatelnosti

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×