«Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей первой младшей группы (2-3 года) | Тимощенко Анна Ивановна. Работа №358459
Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития игры. И если среда организована правильно и вовремя сменяется (с учетом возраста и развития детей), то это очень успешно отражается на развитии малышей.
Основные вопросы организации РППС:
Нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Принципы отбора оборудования, игр и игрушек, специфика размещения материалов и игровых объектов в группах.
Особенности создания центров, планирования наполняемости в течение года.
На сегодняшний день основными нормативными документами является ФОП ДО и рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ, на которые мы опираемся при создании развивающей предметно-пространственной среды.
«Организация развивающей предметно-пространственной
среды для детей первой младшей группы (2-3 года)
Тимощенко Анна Ивановна
Воспитатель
МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития игры. И если среда организована правильно и вовремя сменяется (с учетом возраста и развития детей), то это очень успешно отражается на развитии малышей.
Основные вопросы организации РППС:
Нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Принципы отбора оборудования, игр и игрушек, специфика размещения материалов и игровых объектов в группах.
Особенности создания центров, планирования наполняемости в течение года.
На сегодняшний день основными нормативными документами является ФОП ДО и рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ, на которые мы опираемся при создании развивающей предметно-пространственной среды.
В ФОП представлены 6 основных требований к созданию развивающей предметно-пространственной среде:
-Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено различными средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
-Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
-Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
-Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
-Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
-Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В рекомендациях по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций предлагается вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров.
Центры детской активности:
1.Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2.Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3.Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями.
Принципы отбора оборудования, игр и игрушек, специфика размещения материалов и игровых объектов в группах.
В ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено — знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. Следовательно, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. Оборудование детских помещений позволяет реализовать эту сторону педагогической работы на научной основе по следующим принципам:
I. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития.
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
II. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества.
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10 (15) детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
III. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания.
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
IV.Принцип надежности и безопасности.
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.
V. Принцип возрастного соответствия.
Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.
VI.Принцип гигиенического соответствия.
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
VII.Принцип эргонометрического соответствия.
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
VIII.Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании).
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например, откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
IX. Принцип гарнитуры (комплектования).
Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т. п.).
Х. Принцип рациональности.
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10—15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т. е. всего того, что может физически излишне утомить).
XI. Принцип складирования.
Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны — обладать устойчивостью, с другой — мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели (с тыльной стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться. Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.
ХII. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании.
При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т. е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность — в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но комфортно. Следует учитывать, что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка.