организация реабилитационного пространства для детей в детском доме. | Щербакова Оксана Ильясовна, Чемезова Анна владимировна. Работа №330900
Организация реабилитационного пространства для детей, проживающих в стационарных организациях.
Окружающая среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. Реабилитационно – воспитательное пространство, как считает С.Н. Кошман – это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических, психологических, медицинских и социальных событий, которая создается в среде жизнедеятельности дезадаптированных детей и взрослых усилиями социальных субъектов различного уровня и которая способна выступать интегрированным условием восстановления у них основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса».
Организация реабилитационного пространства для детей, проживающих в стационарных организациях
Авторы материала:
социальный педагог Щербакова О.И.,
социальный педагог Чемезова А.В.
ОГБУ СО «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних Заларинского района»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева.
Окружающая среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. В последнее время в психологической и педагогической литературе появилось понятие «реабилитационное пространство». Реабилитационно – воспитательное пространство, как считает С.Н. Кошман – это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических, психологических, медицинских и социальных событий, которая создается в среде жизнедеятельности дезадаптированных детей и взрослых усилиями социальных субъектов различного уровня и которая способна выступать интегрированным условием восстановления у них основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса». Оно представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая развитию взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. Содержание реабилитационного пространства определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, более старшими детьми и подростками, педагогами, специалистами, вступающими с ними в общение и многими другими факторами.
В нашем социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних создано такое реабилитационное пространство, которое способствует личностному развитию каждого воспитанника. Оно корректирует недостатки развития; способствует формированию основных ценностных ориентиров: основ здоровья, трудовой мотивации, духовно-нравственных качеств личности, творческих способностей. Воспитывает любовь к Родине, родному краю, к родным и близким людям. Созданное таким образом пространство дает возможность каждому испытывать и использовать свои способности, позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Оно создает предпосылки для выполнения образовательной, развивающей, воспитывающей, стимулирующей, коммуникативной функций.
В центре воспитанники проживают в отдельных группах, в которых созданы комфортные условия, приближенные к домашним, эстетическая обстановка. Группы эти разновозрастные. Организуя взаимодействие детей разного возраста в совместной деятельности, педагоги стараются учитывать не только групповые, но и их личные интересы. Успешность совместной деятельности старших и младших объясняется общим интересом, нужным и полезным для всех делом, в котором каждый найдёт для себя что-то свое, значимое и от того особо привлекательное. При этом на основе взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопомощи и развиваются отношения сотрудничества между детьми.
Межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе на такой основе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших.
В наших семейно-реабилитационных группах созданы условия, где ребёнок может попробовать свои силы под руководством педагога. У нас имеется огород, где дети учатся ухаживать за растениями. На территории разбиты цветочные клумбы. Дети учатся ухаживать за овощами и цветами в естественных условиях. Систематические занятия формируют навыки трудового общения, помогают осуществлять бытовую реабилитацию. Дети осваивают навыки хозяйственно - бытового труда, труда по самообслуживанию. По вечерам и в выходные дни социальными педагогами проводятся занятия по интересам. Дети на таких занятиях учатся лепить, клеить, рисовать, работают с природным материалом, солёным тестом, глиной и др. Воспитанники по желанию занимаются разными видами ручного труда. Они вышивают, плетут из бисера, шьют. В группах есть все необходимое, для удовлетворения потребностей воспитанников: подобраны папки с образцами и схемами различных видов вышивки, канва, ткань различной фактуры, кусочки меха, иглы разных размеров, крючки, фурнитура, ножницы, нитки для вышивки и шитья.
Детские работы постоянно участвуют в выставках детского творчества как в социально-реабилитационном центре, так и за его пределами. Включение их в занятия народно-прикладным творчеством способствует воспитанию любви к наследию прошлого, а также формированию качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.
В нашем центре работа организована таким образом, что каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе. Дети шьют, вышивают, плетут, готовят сувениры и подарки друг для друга. Кроме этого, познавая азы парикмахерского искусства, они учатся создать себе и друзьям новый облик, новый, часто необычный имидж. А занимаясь в спортивных секциях (волейбол, футбол, вольная борьба), участвуя во всевозможных соревнованиях, они приобретают опыт конструктивного общения, преодоления трудностей во взаимоотношениях, формирования и развития коммуникативных навыков. Дети учатся доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Успехи, в том числе и неудачи, помогают подросткам раскрыть свой внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе.
Не менее интересными для детей являются практические занятия в группе, где ребята учатся готовить бутерброды, блины, салаты, первые и вторые блюда, и многое другое. С особым настроением они сервируют праздничный стол, поздравляют друг друга с праздниками, днями рождения. И, чем старше ребенок, тем больше ему предоставляется самостоятельности.
Ребята регулярно получают рекомендации, которым нужно следовать, чтобы сохранить здоровье. Много времени уделяется правилам техники безопасности в быту при работе с домашними электроприборами, правилам пожарной безопасности. В распоряжении ребят есть стиральная машинка, электропечь, электрический чайник, микроволновая печь. Теоретические знания всегда подкрепляются практической деятельностью.
Социально-реабилитационный центр находится в полосе леса, что позволяет создать эмоциональный контакт воспитанника с природой. Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности. Экскурсии, походы в лес – любимое занятие детей. В.А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека…. Потребность в красивом - говорил он - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому…Зло и подлинная красота несовместимы…"
Таким образом, объединив в реабилитационном пространстве совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, обеспечивая разные виды деятельности ребенка, мы можем благотворно влиять на его развитие, на становление его творческих способностей и, по большому счету, на его жизнь.