Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация речевой среды для воспитанников младше –среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации | Сулейманова Эльвира Эдуардовна. Работа №353220

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Организация речевой среды для воспитанников младше –среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Сулейманова Эльвира Эдуардовна,

воспитатель МБДОУ № 8 г. Североморск

 

 

 

 

 

 

 

Североморск

2024

Содержание

Ведение …………………………………………………………………...3

1.     Компоненты  речевой развивающей среды ………………………. 5

2.     Методы, приемы и формы работы,  направленные на развитие речи ………………………………………………………………………… 8    

Заключение ……………………………………………………………..10

Литература………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речевое развитие является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь  помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и  успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания,  для полноценного формирования личности ребёнка.

Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации в развивающей речевой среде, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность работы в том,  что развивающая речевая среда –это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющая на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка.

Цель проектной работы: изучение организации речевой развивающей среды, насыщенной компонентами, обеспечивающими развитие речи воспитанника дошкольной образовательной организации.

Задачи проектной работы:

·        Изучить новые подходы и принципы в организации речевой среды в дошкольной образовательной организации в группах младше-среднего возраста;

·        Описать основные компоненты речевой развивающей среды, обеспечивающие возможность восприятия и наблюдения за правильной речью воспитанников;

·        Раскрыть методы и приемы, направленные на развитие речи на обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Компоненты  речевой развивающей среды

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка раннего возраста. Создавая  такую среду, воспитателю необходимо учитывать как возрастные особенности детей раннего возраста, так и уровень речевого развития каждого ребенка.

Основные компоненты речевой развивающей среды – это речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Речь педагога должна быть: правильной, точной, логичной, уместной, чистой, выразительной, богатой. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Специальные объекты в нашем детском саду представлены уголками природы, мини-лабораториями, кабинетом педагога-психолога, уголками речевой деятельности, театрами. Не секрет, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, маркеры игрового пространства, макеты.

Предназначение дидактических игр и пособий в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации), а также игры на различные тематики «Составь слово», «Азбука» «Кто плывет по реке», различные виды лото «Одежда» «Животные» и др.

Коммуникативно- речевая деятельность включает в себя три коммуникативные системы взаимодействия:

Первая: ребенок-ребенок.

В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними, Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности (организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться о игровых правилах, способах взаимодействия, разрешение конфликтных ситуаций) в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности)

Вторая система ребенок-родитель. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого и коммуникативного общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры)

Третья система-ребенок-педагог. Педагог играет главенствующую роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении занятий, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых, малообщительных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Методы,  приемы и формы работы, направленные на развитие речи

Третьим компонентом речевой среды считаются методы и приемы, направленные на развитие речи.

Методы и приёмы, выступающие как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения).

Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения).

Методы и приёмы, направленные на формирование представления детей о многообразии окружающего мира (организация восприятия с последующим обсуждением).

И хотя проблема речевого и коммуникативного общения дошкольников на данном этапе стоит очень остро, мы пытаемся решить ее, используя наиболее эффективные формы и методы в работе с детьми в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом и развитием воспитанников.

В младшей группе используем методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

В средней группе используем методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей;  уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

В своей работе используем разнообразные формы работы по речевому развитию:

1. Регламентированная образовательная деятельность, в процессе которой у воспитанников формируем навыки речевого общения, дети знакомятся с языковыми единицами, художественной литературой, упражняются в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.

2. Совместная деятельность взрослого с воспитанниками носит как индивидуальный, так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребенка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.

3. Самостоятельная деятельность воспитанника включает в себя действия игровые или практические, которые ребенок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого. Она может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.

Большую роль в осуществлении речевого и коммуникативного общения играют экскурсии, как способ активного познания окружающего мира. Где дети учатся общаться с другими людьми, задавать вопросы, вести диалог, а также знакомятся с этикетом, культурой общения. Расширяют представления о родном городе, его предприятиях, профессиях людей и пр.

Широко применяем приёмы социо-игровой технологии. Так как эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному развитию.

Приёмы социо-игровой технологии при формировании коммуникативных навыков:

Приём «волшебной палочки» (волшебного микрофона) Конечно же, многие дети младшего возраста с трудом сдерживают естественное желание высказать свою догадку по заданному вопросу немедленно. И часто дети отвечают разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эту игру мы организовываем и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Моя любимая сказка», «Мои любимые игры», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой любимый сказочный герой».

Включаем игры социо-игровой направленности в образовательную деятельность, где дети совместно обсуждают, составляют план работы, выбирают необходимый материал, и делают совместную презентацию своему творчеству.

Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду. являются активными участниками и персонажами детских праздников. Принимают участие в выставках, конкурсах. Педагоги стараются организовать интересные консультации, размещают информацию в уголках для родителей по речевому и коммуникативному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.

Организация речевой среды создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Развивающая речевая среда нашей группы способствовала:

Созданию благоприятных условий для формирования речевых умений и навыков детей не только в НОД, но и в совместной и в самостоятельной деятельности.

Обеспечению высокого уровня речевой активности детей Овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 

 

 

Литература

1.     Аруманова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.

2.     Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Родионова О.Р.    Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Организация речевой среды для воспитанников младше –среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Сулейманова Эльвира Эдуардовна,

воспитатель МБДОУ № 8 г. Североморск


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Североморск

2024

 

 

Содержание

Ведение …………………………………………………………………...3

Компоненты речевой развивающей среды ………………………. 5

Методы,

прием

ы и формы работы,

направленные на развитие реч

и …………………………………………………………………………

8

Заключение ……………………………………………………………..10

Литература………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речевое развитие является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации в развивающей речевой среде, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность работы в том, что развивающая речевая среда –это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющая на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка.

Цель проектной работы: изучение организации речевой развивающей среды, насыщенной компонентами, обеспечивающими развитие речи воспитанника дошкольной образовательной организации.

Задачи проектной работы:

И

зучить новые подходы и принципы в организации

речевой среды в дошкольной образовательной организации в группах

младше-среднего

возраста;

Описать основные компоненты речевой развивающей среды, обеспечивающ

ие возможность

восприятия и наблюдения за правильной речью воспитанников;

Раскрыть м

етоды и приемы, направленные на развитие

речи

на о

беспечение комфортного состояния ребенка в проявлении

речевых реакций

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компоненты речевой развивающей среды

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка раннего возраста. Создавая такую среду, воспитателю необходимо учитывать как возрастные особенности детей раннего возраста, так и уровень речевого развития каждого ребенка.

Основные компоненты речевой развивающей среды – это речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Речь педагога должна быть: правильной, точной, логичной, уместной, чистой, выразительной, богатой. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Специальные объекты в нашем детском саду представлены уголками природы, мини-лабораториями, кабинетом педагога-психолога, уголками речевой деятельности, театрами. Не секрет, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, маркеры игрового пространства, макеты.

Предназначение дидактических игр и пособий в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации), а также игры на различные тематики «Составь слово», «Азбука» «Кто плывет по реке», различные виды лото «Одежда» «Животные» и др.

Коммуникативно- речевая деятельность включает в себя три коммуникативные системы взаимодействия:

Первая: ребенок-ребенок.

В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними, Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности (организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться о игровых правилах, способах взаимодействия, разрешение конфликтных ситуаций) в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности)

Вторая система ребенок-родитель. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого и коммуникативного общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры)

Третья система-ребенок-педагог. Педагог играет главенствующую роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении занятий, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых, малообщительных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы,

прием

ы и формы работы,

направленные на развитие речи

Третьим компонентом речевой среды считаются методы и приемы, направленные на развитие речи.

Методы и приёмы, выступающие как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения).

Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения).

Методы и приёмы, направленные на формирование представления детей о многообразии окружающего мира (организация восприятия с последующим обсуждением).

И хотя проблема речевого и коммуникативного общения дошкольников на данном этапе стоит очень остро, мы пытаемся решить ее, используя наиболее эффективные формы и методы в работе с детьми в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом и развитием воспитанников.

В младшей группе используем методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

В средней группе используем методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

В своей работе используем разнообразные формы работы по речевому развитию:

1. Регламентированная образовательная деятельность, в процессе которой у воспитанников формируем навыки речевого общения, дети знакомятся с языковыми единицами, художественной литературой, упражняются в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.

2. Совместная деятельность взрослого с воспитанниками носит как индивидуальный, так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребенка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.

3. Самостоятельная деятельность воспитанника включает в себя действия игровые или практические, которые ребенок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого. Она может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.

Большую роль в осуществлении речевого и коммуникативного общения играют экскурсии, как способ активного познания окружающего мира. Где дети учатся общаться с другими людьми, задавать вопросы, вести диалог, а также знакомятся с этикетом, культурой общения. Расширяют представления о родном городе, его предприятиях, профессиях людей и пр.

Широко применяем приёмы социо-игровой технологии. Так как эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному развитию.

Приёмы социо-игровой технологии при формировании коммуникативных навыков:

Приём «волшебной палочки» (волшебного микрофона)
Конечно же, многие дети младшего возраста с трудом сдерживают естественное желание высказать свою догадку по заданному вопросу немедленно. И часто дети отвечают разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эту игру мы организовываем и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Моя любимая сказка», «Мои любимые игры», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой любимый сказочный герой».

Включаем игры социо-игровой направленности в образовательную деятельность, где дети совместно обсуждают, составляют план работы, выбирают необходимый материал, и делают совместную презентацию своему творчеству.

Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду. являются активными участниками и персонажами детских праздников. Принимают участие в выставках, конкурсах. Педагоги стараются организовать интересные консультации, размещают информацию в уголках для родителей по речевому и коммуникативному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.

Организация речевой среды создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Развивающая речевая среда нашей группы способствовала:

Созданию благоприятных условий для формирования
речевых умений и навыков детей не только в НОД, но и в совместной и в самостоятельной деятельности.

Обеспечению высокого уровня речевой активности детей
Овладению детьми речевыми умениями и навыками в
естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 

 

 

Литература

Аруманова

А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга

для воспитателей детского сада.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Родионова О.Р. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×