Организация родительского собрания в ДОО | Хехнева Галина Сергеевна. Работа №310475
Данная статья познакомит с особенностями родительского собрания в ДОО, формами и видами проведения собраний, требованиям к их проведению. Публикация подробно расскроет каждую форму проведения родительского собрания и поможет воспитателям интересно провести его. Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Организация
родительского собрания в ДОО
Особенности родительского образования
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности
контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор
материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности1.
Формы и виды проведения родительских собраний
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Успешное проведение родительского собрания строится
на нескольких позициях:
уважать права родителей;
искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОО. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами
в сфере образования, с основными направлениями, задачами
и итогами работы дошкольного образовательного учреждения. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.
Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации
семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:
• Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
• Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
• Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
• Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
По содержанию родительские собрания могут быть:
организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
тематические – это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;
итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
По форме собрания могут быть самые разнообразные:
1. Конференция.
2. Деловая игра.
3. Семинар.
4. Диспут.
5. Консультация.
6. День открытых дверей.
7. Дискуссия.
8. Лекция-семинар.
9. Аукцион.
10. Читательская конференция.
11. Педагогическая лаборатория.
12. Душевный разговор.
13. Мастер-класс.
14. Ток-шоу.
15. Педагогический капустник.
16. Педагогический консилиум.
17. Педагогический ринг.
18. Психологический тренинг и др.
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция
по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть
и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца
в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации.
В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Семинар
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы
с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание детей?» и т. п.
Диспут
Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.
Консультация
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно
начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают
педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психо-лог, социальный педагог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их
вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей.
День открытых дверей
Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний
в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.
Дискуссия
Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.
Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:
Личность воспитателя выступает как ведущий элемент,
но при этом он является не только провозвестником знаний,
но и помощником в становлении позиции родителей.
Изменяется характер управления, воздействия на роди-телей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются
с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.
Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.
Лекция-семинар
Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
Аукцион
Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
Читательская конференция
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем
освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.
Педагогическая лаборатория
Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.
Душевный разговор
Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь
на тех, чьи дети имеют общие проблемы – агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребенок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.
Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.
Мастер-класс
Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.
Ток-шоу
Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы
и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов.
У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.
Педагогический капустник
Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Педагогический консилиум
Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.
На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОО.
педагогический ринг
это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т. д.
Психологический тренинг
Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.
Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:
– практическая направленность;
– активность участников;
– лёгкость усвоения материала.
Зебзеева В. А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.
orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_vzaimod.html