"Организация РППС посредством использования технологии «Говорящая среда» | Хренова Лариса Николаевна. Работа №352867
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Сейчас все педагоги ДОУ работают в условиях реализации новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая прямо указывает на необходимость отражения деятельности детей в группе, их субъектности, ставит новые задачи и требует применения новых технологий.
Организация РППС посредством использования
технологии «Говорящая среда»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Сейчас все педагоги ДОУ работают в условиях реализации новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая прямо указывает на необходимость отражения деятельности детей в группе, их субъектности, ставит новые задачи и требует применения новых технологий.
С 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на ФОП ДО, на основе которой разработаны ОП и по которым мы сейчас все с вами работаем.
В соответствии с ФОП п.31
п.31.1.
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
31.2.
РППС включает организованное пространство (территория ДОО, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
31.3.
Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС.
В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учёта целей и принципов Программы, возрастной и тендерной специфики для реализации образовательной программы.
п.3.3. ФГОС ДО Требования к РППС,
п.3.3.4. предусматривает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Перед педагогами на данном этапе стоит задача – организовать так образовательное пространство в группах, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно нашим воспитанникам. Поэтому важно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на организацию РППС таким образом, чтобы она, среда, способствовала поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, самостоятельной творческой деятельности и была направлена на детскую активность.
По выражению педагога и писателя А.С.Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
В дошкольных образовательных учреждениях стены тоже могут воспитывать.
Согласны?
Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы является технология «говорящая среда».
«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка».
«Говорящая среда» – это такая среда, которая как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.
Что же это такое «Говорящая среда»?
Способ построения образовательной среды, который мотивирует, обучает, воспитывает и развивает детей и взрослых. Среда «говорит» с детьми и родителями сама по себе, без традиционного голоса со стороны.
Такая среда часто создается самими детьми и педагогами и позволяет детям и взрослым проявить себя, обозначить свою позицию, высказаться, используя элементы развивающего пространства.
«Говорящая среда» обычно начинается с детей, но и для родителей ее можно создать.
Авторы термина неизвестны, но активно его развивали Юлия Илюхина, Лидия Свирская, Ольга Шиян и другие.
КОМУ И О ЧЁМ ГОВОРИТ « ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»
РЕБЁНКУ
1. Ты здесь очень важен .
2. Твои задумки очень ценны.
3. Твоё мнение много значит .
4. Это твоё место!
5. Мы гордимся твоими
достижениями.
6. Здесь много интересного для
7. Попробуй, тебе понравится.
8. Ты точно справишься.
9. Не тревожься! Тебе будет
понятен твой день.
10. Посмотри, так играть тебе
будет удобней!
ПЕДАГОГУ
1. Доверяй детям
2. Изучай их выбор.
3.Цени их мнение.
4. Это место детей, не твоё.
5. НАБЛЮДАЙ
Сегодня я хочу представить вам наш маленький опыт работы с использованием данной технологии. Когда первый раз увидела детский сад, где работают по данной технологии, то показалось, что это очень просто. Нет, скорее всего, так, подумаешь, ну и что тут такого? Вся группа и раздевалка в рисунках детей. Ничего особенного. Но, оказалось, что не все так просто. Пришлось учиться, слушать, разбираться. Поэтому не все так быстро получается, как хотелось бы. Поэтому в этом году решили начать с чистого листа, с нашей самой маленькой группы. И начали мы с раздевалки. Почему именно с раздевалки? Продолжая высказывание А.С.Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
А где мы принимаем наших детей? Конечно, в раздевалке, можно даже сказать, что встречают по раздевалке, а провожают….
Вспомните свою раздевалку и ситуации из жизни. Были такие вопросы от родителей?
А во сколько обед?
А как связаться с заведующей?
До
скольки
работает медсестра?
А какие есть кружки?
А почему нас не отметили, ведь мы пришли же! В 11, ну и что…
А ведь везде есть эта информация! Так почему же ее никто не видит?
Как и с детьми – если что-то слишком высоко, этого как будто нет.
Поэтому зона над шкафчиками для многих становится «мертвой», с ней невозможно взаимодействовать.
Например, папки-передвижки
Информация, которая уже надоела
Информация, которая есть везде
Или, те самые листочки и консультации, которые на стендах в прозрачных файлах, информация заезженная: время года, игры по месяцам, учим стихи, ПДД, безопасность, клещи…
Но это не разрешат убрать Так и будет. Система строилась годами.
Наша задача: попробовать и начать менять, дополняя то, что есть.
Родители – люди, точнее, выросшие дети.
В их жизни хватает бумажек ради бумажек, нудной работы, напечатанных текстов, бесконечных постов в лентах соцсетей о том, как надо воспитывать детей и переходить дорогу
То, что мы делали раньше, тратит наше время, но никому не помогает
А что хочет видеть родитель? Как вы думаете?
Конечно, работы своего ребенка, причем, ВСЕ!!!
Поэтому мы дадим родителям то, что они хотят видеть, только в другом виде.
Вход в группу.
Например, сердечко из ладошек малышей, которое не только украшает дверь, но и говорит, что ребенок «здесь, он пришел в детский сад».
Выставка работ
Стенд, на котором выставлялись рисунки детей, воспитатель перенес в другое место и расположил ниже, чтобы дети могли показать родителям свои, а может и не свои работы.
Меню Ответ на вопрос родителей «А что он ел сегодня?»
Меню для малышей оформляется как фото блюд по меню на текущий день.
На данный момент в группе проходит марафон «Моя читающая семья», в рамках которого предложено прочитать книг по программе, по мере прочтения, родители заштриховывают соответствующую ячейку. У кого не было книг, брали по обмену. Не все, конечно, включились в данный марафон, но есть активисты. И это радует. Таким образом, марафон, как элемент «Говорящей среды», способствует тому, что мамы читают своим деткам дома книги, а в группе продолжается обсуждение прочитанного.
Ещё в раздевалке разместили элемент «Говорящей среды» - тематический ростомер. Познакомились со стихами А.Барто и решили измерить рост в «Зайчиках», а потом планируем измерить рост в ягодках, Что это дает? Знакомство с математическими понятиями (условными мерками, выше, ниже, больше, меньше). Как, в мультфильме «38 попугаев».
Вот пока все, что мы реализовали в раздевалке по технологии «Говорящая среда». Планируем продолжить работу и будем стремиться:
и
сключить такие вещи как «посмотреть и не увидеть» или «посмотреть и забыть»
и
сключить «мертвые зоны»
в
овлечь максимальное количество родителей
, НО помнить, что 100% не будет никогда
И конечно, анализируем то, что сделали, чтобы понять, а как оно может работать еще лучше. Или понять, почему не работает то, что должно бы.
Наступило время менять и меняться нам самим!