Название статьи:
«Организация самоподготовки в группе продлённого дня» | Елена Геннадиевна Стонога. Работа №354571
Дата публикации:
17.12.2024
Автор:
Елена Геннадиевна Стонога
Описание:
Статья содержит методические рекоиендации по организации самоподготовки в группе продлённого дня во 2-4 класса. Приложения с разработкой самоподготовки, литература, использованная при подготовке статьи. Анализ роли самоподготовки в группе продлённого дня. Рассматриваюся эффективные методы проведения самоподготовки. Исследование методов проведения самоподготовки в образовательных организациях.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 65 ТРИУМФ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА
Организация самоподготовки в группе продлённого дня
Подготовила:
Стонога Елена Геннадиевна,
воспитатель группы продлённого дня
Горловка, 2024 г
АННОТАЦИЯ
Данная работа исследует проблему организации самоподготовки в группе продлённого дня.
Цель: исследование методов организации самоподготовки в группе продлённого дня в образовательных организациях.
Задачи:
проанализировать актуальность работы группы продленного дня в современной образовательной системе и ее влияние на развитие детей;
проанализировать цели и содержание процесса организации самоподготовки в группе продлённого дня;
рассмотреть эффективные методы организации самоподготовки в группе продлённого дня;
разработать рекомендации по улучшению организации самоподготовки в группе продлённого дня в образовательных учреждениях.
В первом разделе проведен анализ теоретических аспектов организации самоподготовки в группе продлённого дня; исследованы методы организации самоподготовки в группе продлённого дня.
Во втором разделе проанализирована роль самоподготовки в группе продлённого дня; представлены эффективные методы организации самоподготовки в группе продлённого дня.
В третьем разделе даны рекомендации по определению степени самостоятельной активности школьников при выполнении домашнего задания с целью улучшения качества самоподготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ…………………..6
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ……………………………12
РАЗДЕЛ III. УЧЁТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ…………………………………………………………………………17
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………...............20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...………22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности обучающихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.
Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и тоже время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.
Тема организации самоподготовки в группе продленного дня актуальна, поскольку она непосредственно влияет на качество обучения и развитие детей. Эффективная организация этого процесса способствует развитию творческого мышления, социальных навыков, физической активности и обогащению образовательного опыта.
Цель данной выпускной работы заключается в исследовании методов организации самоподготовки в группах продленного дня в образовательных организациях.
Объект исследования – процесс организации обучения в группах продленного дня образовательных организаций.
Предмет исследования – эффективные методы организации самоподготовки в группах продленного дня образовательных организаций.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
проанализировать актуальность работы группы продленного дня в современной образовательной системе и ее влияние на развитие детей;
проанализировать цели и содержание процесса организации самоподготовки в группах продленного дня;
рассмотреть эффективные методы организации самоподготовки в группах продленного дня;
разработать рекомендации по улучшению организации самоподготовки в группах продленного дня в образовательных учреждениях.
Использованию новых технологий в организации самоподготовки, эффективных методов и подходов к индивидуальным потребностям каждого ребенка повышает подготовку воспитателя, создает условия для эффективного и интересного обучения детей, способствующего их развитию не только в знаниях, но и в навыках, необходимых для будущего.
Таким образом, в этой связи изучение методических основ эффективной организации самоподготовки является актуальной проблемой для педагогов, работающих в группе продленного дня, поскольку глубокое овладение вопросом позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми в рамках данного режимного момента.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД
Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.
Структурно самоподготовка состоит из трех основных частей, а именно: вводная часть, самостоятельная работа обучающихся и подведение итогов. На вводную часть следует отводить от 5 до 10-12 мин. В это время учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное в работе, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальных частей. В конце самоподготовки воспитателем ГГТД подводятся краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе, оценивается выполненное задание. Необходимо широко использовать самоконтроль, самооценку, взаимооценку.
Опыт подтверждает, что дети должны знать: сколько времени им отведено, допустим на решение примеров и задач, на выполнение грамматических упражнений, на подготовку устных заданий [14].
В условиях школы, где есть ГПД при рационально организованном выполнении домашних заданий, учащиеся прочно усваивают теоретические знания, полученные на уроках, приучаются применять эти знания на практике, у детей воспитывается самостоятельность, развивается умение правильно распределять свое время, вырабатывается способность к длительному и систематическому труду. Необходимо вооружить обучающихся правильными приемами учебного труда. Для формирования у обучающихся рациональных умений и навыков выполнения учебных заданий нужна систематическая педагогическая работа в часы самоподготовки
Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования:
1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
2) сознательное подчинение указаниям воспитателя,
3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
4) обеспечение порядка на рабочем месте;
5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;
тратить неэкономно время;
• нарушать тишину;
• отвлекать товарищей от работы;
• заниматься посторонними делами;
• использовать методы работы, вызывающие шум;
• беседовать с воспитателем в полный голос;
• недобросовестно выполнять задание;
• считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда обучающихся во время самоподготовки [4].
Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.
Ученику разрешается:
• по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
• пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;
• самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
• при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;
• оказывать помощь товарищам;
• делать паузы для кратковременного отдыха;
• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;
• проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
• с разрешения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;
• выйти на время из класса;
• после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д [8].
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.
Дидактические требования:
чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность обучающихся;
продолжительность выполнения домашних заданий:
во II классе — до 1,2 часа;
в III - IV классах — до 1,5 часов;
определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
стимулирование и контроль за работой обучающихся;
наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.
Воспитательные требования
отказ от применения каких-либо мер наказания;
всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе;
недопустимость вовремя самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
терпимое отношение к промахам обучающихся вовремя работы;
поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
осуждение бездеятельности и упрямства детей;
привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
соблюдение школьниками личной гигиены;
сохранение у детей правильной позы во время работы;
предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
предоставление им перерывов на отдых;
устранение шумовых раздражителей;
равномерная и достаточная освещённость помещения;
недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
поддержание нормального температурного режима;
регулярное проветривание классных комнат;
соответствие классной мебели росту школьника;
влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
поддержание чистоты и порядка в классе.
Подытоживая вышеназванные нами требования к самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня [7].
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность [5].
Основными этапами самоподготовки являются:
1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка обучающихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).
2. Самостоятельное изучение материала.
3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.
4. Заключительный педагогический контроль.
5. Подведение итогов работы.
Организационный этап.
По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание обучающихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)
Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность обучающихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.
Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, какое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.
Самостоятельное изучение материала
Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей обучающихся и их обучаемости [10].
Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).
При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить уголки в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.
В III — IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:
вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.
Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.
Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности [14].
Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.
В III - IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.
Но определённый порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходим. Нельзя отвлекать внимание обучающихся, громко читать и разговаривать. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя. Если же нужно что-то узнать, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания. При сформированных учебных навыках, предусмотренных программой, учащимся предоставляется больше самостоятельности.
Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка
Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.
При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля [15].
При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету Человек и мир. Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.
Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.
Благодаря взаимному контролю у обучающихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.
Заключительный педагогический контроль.
Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.
При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок [9].
Таким образом, соблюдая все этапы самоподготовки, учащиеся будут успешнее выполнять домашние задания.
РАЗДЕЛ III. УЧЕТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Организация выполнения домашнего задания - важный элемент педагогического процесса, направленный на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:
Состояние учащегося на самоподготовке
Характеристика состояния
Активно-самостоятельное
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением
Принудительно-исполнительское
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых обучающихся следующим образом: хочу — учу, не хочу— не учу; нравится — работаю, не нравится — не работаю; легко — сделаю, трудно — не буду. Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями
Учитывая эти состояния, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности обучающихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности [11].
Если ученики испытывают затруднения при выполнении задания, то им оказывается индивидуальная помощь. Умение определять какой материал предмета надо повторять для выполнения задания, является важнейшим условием успешной самостоятельной работы обучающихся. Соответствующие указания следует давать только тогда, когда воспитатель ГПД убедился, что учащиеся в процессе выполнения задания все же затрудняются в выборе материала [12].
Работая с особо трудным материалом, воспитатели прибегают к коллективному составлению плана работы над заданием. Это приходится делать в случае недостаточного изучения программного материала на уроке, а также отсутствие навыков самостоятельной работы у обучающихся.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений, наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у каких более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться. Умение сосредотачиваться полезно будет ученику и в дальнейшем. Все же определенный порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходимы. Поэтому должны быть устранены сильные раздражители, которые могут отвлекать внимание обучающихся: громкое чтение и разговор, особенно не связанных с учебным материалом, и др. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя ГПД. Если же нужно что-то узнать у воспитателя ГПД, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания.
Таким образом, от правильного решения вопросов методики организации выполнения учебных заданий, руководства самоподготовкой обучающихся зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у детей стремления к их приобретению и формирование познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
ВЫВОДЫ
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.
Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждения отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у обучающихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать ряд правил, соблюдение которых обязательно при организации самоподготовки в группах продленного дня:
в режиме продленного дня самоподготовке отвести специальное место;
строго определить границы этого занятия;
к началу самоподготовки восстановить утраченную в ходе уроков работоспособность детей путем организации их активного отдыха;
не превращать самоподготовку в дополнительные занятия;
не допускать на самоподготовке перегрузки обучающихся учебными занятиями;
обеспечить на самоподготовке комплекс организационных и санитарно-гигиенических мер, направленных на создание условий комфортности для обучающихся;
разумно определить свои педагогические обязанности во время самоподготовки.
Таким образом, вопрос о повышении самостоятельности и активности обучающихся в обучении не снимается с повестки дня педагогики. Прогресс техники и науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд вновь возникающих проблем требует умения самостоятельно работать над приобретением знаний. Школа должна так организовать труд учителя и учеников, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.
Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. - М., 2020.
Баранцев, С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М.,20178.
Брынзарей Ю.Г. Группа продлённого дня : теория и практика . - Мозырь: Белый Ветер.-2014.-158
БЛОГ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: сайт. – 2022. – Обновляется в течение суток. – URL: https://eduinspector.ru/2022/09/14/ob-organizatsii-grupp-prodlennogo-dnya-v-shkole/ (дата обращения: 15.02.2024).
Ванделл, Д. Л. Социальный статус и дружба со сверстниками: независимые участники социальной и академической адаптации детей/ Д. Л. Ванделл, Ю. В. Хембри // Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер. 1994. - с. 461–477.
Гайдина, Любовь Группа продленного дня. 1-2 классы / Любовь Гайдина , Алла Кочергина. – М.: ВАКО, 2018. – 288 c.
Исхакова, Л. Продленка в школе: для чего нужна, как оплачивается и чем регулируется/ Л. Исхакова // Совкомблог: электронный журнал. – URL: https://journal.sovcombank.ru/glossarii/prodlenka-v-shkole-dlya-chego-nuzhna-kak-oplachivaetsya-i-chem-reguliruetsya . – (дата обращения: 15.02.2024).
Зиглер, Э. Видение всеобщего дошкольного образования: учеб. пособие / Э. Зиглер, У. С. Гиллиам, С. М. Джонс. - Издательство Кембриджского университета, 2006. – 302 с.
Калимбетова, В. И. Организация досуговой деятельности в группе продленного дня / В. И. Калимбетова // Образовательный портал Prodlenka: электронный журнал. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/488600-statja. – (дата обращения: 12.02.2024).
Кобзарь, Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 2020.
Коджаспирова, Г. М.Педагогика: учебник для СПО. / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 719 с.
Лобачева, М. О. Организация работы группы продленного дня (ГПД)/ М. О. Лобачева // ИНФОУРОК: электронный журнал. – URL: https://infourok.ru/statya-organizaciya-raboty-gruppy-prodlennogo-dnya-gpd-5696838.html – (дата обращения: 23.02.2024).
Нечаев, М. П.. Планирование воспитательной деятельности образовательной организации на основе технологической карты организации жизнедеятельности общешкольного коллектива/ М.П. Нечаев // Педагогическое искусство: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-vospitatelnoy-deyatelnosti-obrazovatelnoy-organizatsii-na-osnove-tehnologicheskoy-karty-organizatsii/viewer – (дата обращения: 18.02.2024).
Огородников, А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 2019.
Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня школы. - Биробиджа, 2011. - 20 с.
Панфилова, Е. Ю. Организация режима дня в группе продленного дня/ Е. Ю. Панфилова // Образовательная социальная сеть Nsportal: электронный журнал. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/06/organizatsiya-rezhima-dnya-v-gruppe-prodlennogo. – (дата обращения: 22.02.2024).
Платонова, М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М. А. Платонова // Начальная школа. - 2018. - №11. – С.59-63.
Садовничая, 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 2018.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. В. Сухомлинский. – Кишинёв : Лумина, 1978. – 288 с.
Чаус М. А. Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя группы продленного дня/ М. А. Чаус // ИНФОУРОК: электронный журнал. – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologij-v-rabote-vospitatelya-gruppy-prodlennogo-dnya-5425742.html. –(дата обращения: 28.02.2024).
Приложение 1
Конспект занятия по организации и проведению самоподготовки
в группе продлённого дня
ЦЕЛЬ: привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;
Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.
Развивающие:
Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
Воспитательные:
Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности.
I. Этапы при организации выполнения домашнего задания:
1.Организация начала самоподготовки;
2.Подготовка к самостоятельной работе;
3.Самостоятельная работа.
II. Организация работы учащиеся первых классов:
-рисование;
-раскрашивание;
Памятка на самоподготовку:
Общие указания
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
Посмотри в дневнике домашнее задание.
Держи правильную осанку — спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
Если что-то не получается, переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 –2 часа.
Выполняй задание четко, аккуратно.
Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам: несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми и разожми пальцы.
Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку: встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.
Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.
Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Осталось время — тихо займись своими делами, не мешая другим.
Рекомендации к решению задач:
Прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай.
Повтори условие задачи и ее вопросы.
Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.
Подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.
Подумай, по какому плану будешь решать задачу.
Проверь ход решения, ответ
Рекомендации к списыванию текста:
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Прочитай предложение так, как оно написано орфографически.
Повтори предложение, не глядя в текст, орфографически.
Пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически.
Проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения.
Громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно.
Через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
Через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
План самоподготовки:
1. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
- Ребята, настало время приступить к выполнению домашнего задания. Я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У кого на парте полный порядок и лежит все необходимое для работы, тот может сесть.
2. Постановка задач.
- Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили на уроках в первой половине дня и подготовиться к следующему рабочему дню так, чтобы завтра на уроках чувствовать себя спокойно, уверенно и достичь новых успехов в овладении знаниями.
Но сначала у нас будет речевая разминка Скороговорки
От топота копыт пыль по полю летит:
едет баба из города, везет вестей в три короба;
3. Инструктаж.
Посмотрите в дневники, сколько необходимо выполнить заданий по математике?
- Откройте нужную страницу, рассмотрите задание.
- Как оформите в тетради?
- Что надо знать, чтобы безошибочно решить примеры? Задачу?
- Ребята, есть ли вопросы по поводу выполнения домашнего задания по математике?
- Если при выполнении заданий по математике возникнут проблемы, вы можете воспользоваться моей помощью.
4. Самоподготовка.
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
Самостоятельно открываете дневники, посмотрите какое упражнение по русскому языку задано на дом. У кого возникнут трудности, прочитайте памятку.
5. Выполнение домашнего задания.
6. Контроль со стороны воспитателя.
7. Индивидуальная работа с учащимися.( слабый ученик, после болезни)
8. Проверка работы воспитателем.
9.Подведение итогов самоподготовки. Проведение рефлексии.
(Памятка Оцени свою работу)
1.Быстро?
2.Аккуратно?
3.Цифры и буквы красивые?
4.Старался?
5.Без ошибок?
6.Доволен работой?
7.Отметка. (балл)
Общая оценка работы группы.
Похвала, поддержка слабого ученика.
Приложение 2
Полёт на самолёте
Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свою фотографию на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.
Например: выполнил без ошибок задание по одному предмету – летишь на красном самолётике,
выполнил два письменных задания без ошибок – летишь на золотом самолётике.
Таким детям все ребята группы продлённого дня выражают своё одобрение дружными аплодисментами.
Если задание по одному предмету выполнено без ошибок, а в задании по другому предмету – есть ошибки или недочёты, то летишь на самолётике фиолетового цвета.
На синем самолётике летят дети, выполнившее одно или два письменных задания с ошибками.
Задача воспитателя – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.
У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. (Такой приём, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе.) Вместо этого предлагаю ребятам выбрать занятие по своему вкусу: чтение, рисование, настольные игры.
Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является
подведение итогов.
Анализируя полёт детей на самолётиках, проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.
ПАМЯТКА Как сделать домашнюю работу
1.Найди в учебнике нужную страницу.
2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.
3. Повтори правило, приведи свои примеры.
4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.
5. Посмотри упражнение, заданное на дом.
6. Устно выполни его.
7.Запиши число, слова Домашняя работа.
8. Пропиши образцы. Старайся!
9. Выполни упражнение.
10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?
11. Выполни задания.
12. Повтори правило.
14. Теперь ты готов! Умница!
32
Скачать работу
ГИМНАЗИЯ № 65 ТРИУМФ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА
Организация самоподготовки в группе продлённого дня
Подготовила:
Стонога Елена Геннадиевна,
воспитатель группы продлённого дня
Горловка, 2024 г
АННОТАЦИЯ
Данная работа исследует проблему организации самоподготовки в группе продлённого дня.
Цель: исследование методов организации самоподготовки в группе продлённого дня в образовательных организациях.
Задачи:
проанализировать актуальность работы группы продленного дня в современной образовательной системе и ее влияние на развитие детей;
проанализировать цели и содержание процесса организации самоподготовки в группе продлённого дня;
рассмотреть эффективные методы организации самоподготовки в группе продлённого дня;
разработать рекомендации по улучшению организации самоподготовки в группе продлённого дня в образовательных учреждениях.
В первом разделе проведен анализ теоретических аспектов организации самоподготовки в группе продлённого дня; исследованы методы организации самоподготовки в группе продлённого дня.
Во втором разделе проанализирована роль самоподготовки в группе продлённого дня; представлены эффективные методы организации самоподготовки в группе продлённого дня.
В третьем разделе даны рекомендации по определению степени самостоятельной активности школьников при выполнении домашнего задания с целью улучшения качества самоподготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ…………………..6
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ……………………………12
РАЗДЕЛ III. УЧЁТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ…………………………………………………………………………17
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………...............20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...………22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности обучающихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.
Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и тоже время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.
Тема организации самоподготовки в группе продленного дня актуальна, поскольку она непосредственно влияет на качество обучения и развитие детей. Эффективная организация этого процесса способствует развитию творческого мышления, социальных навыков, физической активности и обогащению образовательного опыта.
Цель данной выпускной работы заключается в исследовании методов организации самоподготовки в группах продленного дня в образовательных организациях.
Объект исследования – процесс организации обучения в группах продленного дня образовательных организаций.
Предмет исследования – эффективные методы организации самоподготовки в группах продленного дня образовательных организаций.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
проанализировать актуальность работы группы продленного дня в современной образовательной системе и ее влияние на развитие детей;
проанализировать цели и содержание процесса организации самоподготовки в группах продленного дня;
рассмотреть эффективные методы организации самоподготовки в группах продленного дня;
разработать рекомендации по улучшению организации самоподготовки в группах продленного дня в образовательных учреждениях.
Использованию новых технологий в организации самоподготовки, эффективных методов и подходов к индивидуальным потребностям каждого ребенка повышает подготовку воспитателя, создает условия для эффективного и интересного обучения детей, способствующего их развитию не только в знаниях, но и в навыках, необходимых для будущего.
Таким образом, в этой связи изучение методических основ эффективной организации самоподготовки является актуальной проблемой для педагогов, работающих в группе продленного дня, поскольку глубокое овладение вопросом позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми в рамках данного режимного момента.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД
Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.
Структурно самоподготовка состоит из трех основных частей, а именно: вводная часть, самостоятельная работа обучающихся и подведение итогов. На вводную часть следует отводить от 5 до 10-12 мин. В это время учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное в работе, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальных частей. В конце самоподготовки воспитателем ГГТД подводятся краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе, оценивается выполненное задание. Необходимо широко использовать самоконтроль, самооценку, взаимооценку.
Опыт подтверждает, что дети должны знать: сколько времени им отведено, допустим на решение примеров и задач, на выполнение грамматических упражнений, на подготовку устных заданий [14].
В условиях школы, где есть ГПД при рационально организованном выполнении домашних заданий, учащиеся прочно усваивают теоретические знания, полученные на уроках, приучаются применять эти знания на практике, у детей воспитывается самостоятельность, развивается умение правильно распределять свое время, вырабатывается способность к длительному и систематическому труду. Необходимо вооружить обучающихся правильными приемами учебного труда. Для формирования у обучающихся рациональных умений и навыков выполнения учебных заданий нужна систематическая педагогическая работа в часы самоподготовки
Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования:
1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
2) сознательное подчинение указаниям воспитателя,
3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
4) обеспечение порядка на рабочем месте;
5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;
тратить неэкономно время;
• нарушать тишину;
• отвлекать товарищей от работы;
• заниматься посторонними делами;
• использовать методы работы, вызывающие шум;
• беседовать с воспитателем в полный голос;
• недобросовестно выполнять задание;
• считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда обучающихся во время самоподготовки [4].
Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.
Ученику разрешается:
• по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
• пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;
• самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
• при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;
• оказывать помощь товарищам;
• делать паузы для кратковременного отдыха;
• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;
• проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
• с разрешения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;
• выйти на время из класса;
• после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д [8].
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.
Дидактические требования:
чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность обучающихся;
продолжительность выполнения домашних заданий:
во II классе — до 1,2 часа;
в III - IV классах — до 1,5 часов;
определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
стимулирование и контроль за работой обучающихся;
наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.
Воспитательные требования
отказ от применения каких-либо мер наказания;
всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе;
недопустимость вовремя самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
терпимое отношение к промахам обучающихся вовремя работы;
поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
осуждение бездеятельности и упрямства детей;
привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
соблюдение школьниками личной гигиены;
сохранение у детей правильной позы во время работы;
предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
предоставление им перерывов на отдых;
устранение шумовых раздражителей;
равномерная и достаточная освещённость помещения;
недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
поддержание нормального температурного режима;
регулярное проветривание классных комнат;
соответствие классной мебели росту школьника;
влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
поддержание чистоты и порядка в классе.
Подытоживая вышеназванные нами требования к самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня [7].
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность [5].
Основными этапами самоподготовки являются:
1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка обучающихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).
2. Самостоятельное изучение материала.
3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.
4. Заключительный педагогический контроль.
5. Подведение итогов работы.
Организационный этап.
По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание обучающихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)
Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность обучающихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.
Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, какое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.
Самостоятельное изучение материала
Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей обучающихся и их обучаемости [10].
Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).
При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить уголки в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.
В III — IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:
вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.
Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.
Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности [14].
Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.
В III - IV классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.
Но определённый порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходим. Нельзя отвлекать внимание обучающихся, громко читать и разговаривать. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя. Если же нужно что-то узнать, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания. При сформированных учебных навыках, предусмотренных программой, учащимся предоставляется больше самостоятельности.
Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка
Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.
При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля [15].
При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету Человек и мир. Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.
Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.
Благодаря взаимному контролю у обучающихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.
Заключительный педагогический контроль.
Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.
При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок [9].
Таким образом, соблюдая все этапы самоподготовки, учащиеся будут успешнее выполнять домашние задания.
РАЗДЕЛ III. УЧЕТ ПЕДАГОГОМ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Организация выполнения домашнего задания - важный элемент педагогического процесса, направленный на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:
Состояние учащегося на самоподготовке
Характеристика состояния
Активно-самостоятельное
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением
Принудительно-исполнительское
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых обучающихся следующим образом: хочу — учу, не хочу— не учу; нравится — работаю, не нравится — не работаю; легко — сделаю, трудно — не буду. Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями
Учитывая эти состояния, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности обучающихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности [11].
Если ученики испытывают затруднения при выполнении задания, то им оказывается индивидуальная помощь. Умение определять какой материал предмета надо повторять для выполнения задания, является важнейшим условием успешной самостоятельной работы обучающихся. Соответствующие указания следует давать только тогда, когда воспитатель ГПД убедился, что учащиеся в процессе выполнения задания все же затрудняются в выборе материала [12].
Работая с особо трудным материалом, воспитатели прибегают к коллективному составлению плана работы над заданием. Это приходится делать в случае недостаточного изучения программного материала на уроке, а также отсутствие навыков самостоятельной работы у обучающихся.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений, наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у каких более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться. Умение сосредотачиваться полезно будет ученику и в дальнейшем. Все же определенный порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходимы. Поэтому должны быть устранены сильные раздражители, которые могут отвлекать внимание обучающихся: громкое чтение и разговор, особенно не связанных с учебным материалом, и др. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя ГПД. Если же нужно что-то узнать у воспитателя ГПД, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания.
Таким образом, от правильного решения вопросов методики организации выполнения учебных заданий, руководства самоподготовкой обучающихся зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у детей стремления к их приобретению и формирование познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
ВЫВОДЫ
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.
Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждения отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у обучающихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать ряд правил, соблюдение которых обязательно при организации самоподготовки в группах продленного дня:
в режиме продленного дня самоподготовке отвести специальное место;
строго определить границы этого занятия;
к началу самоподготовки восстановить утраченную в ходе уроков работоспособность детей путем организации их активного отдыха;
не превращать самоподготовку в дополнительные занятия;
не допускать на самоподготовке перегрузки обучающихся учебными занятиями;
обеспечить на самоподготовке комплекс организационных и санитарно-гигиенических мер, направленных на создание условий комфортности для обучающихся;
разумно определить свои педагогические обязанности во время самоподготовки.
Таким образом, вопрос о повышении самостоятельности и активности обучающихся в обучении не снимается с повестки дня педагогики. Прогресс техники и науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд вновь возникающих проблем требует умения самостоятельно работать над приобретением знаний. Школа должна так организовать труд учителя и учеников, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.
Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. - М., 2020.
Баранцев, С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М.,20178.
Брынзарей Ю.Г. Группа продлённого дня : теория и практика . - Мозырь: Белый Ветер.-2014.-158
БЛОГ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: сайт. – 2022. – Обновляется в течение суток. – URL: https://eduinspector.ru/2022/09/14/ob-organizatsii-grupp-prodlennogo-dnya-v-shkole/ (дата обращения: 15.02.2024).
Ванделл, Д. Л. Социальный статус и дружба со сверстниками: независимые участники социальной и академической адаптации детей/ Д. Л. Ванделл, Ю. В. Хембри // Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер. 1994. - с. 461–477.
Гайдина, Любовь Группа продленного дня. 1-2 классы / Любовь Гайдина , Алла Кочергина. – М.: ВАКО, 2018. – 288 c.
Исхакова, Л. Продленка в школе: для чего нужна, как оплачивается и чем регулируется/ Л. Исхакова // Совкомблог: электронный журнал. – URL: https://journal.sovcombank.ru/glossarii/prodlenka-v-shkole-dlya-chego-nuzhna-kak-oplachivaetsya-i-chem-reguliruetsya . – (дата обращения: 15.02.2024).
Зиглер, Э. Видение всеобщего дошкольного образования: учеб. пособие / Э. Зиглер, У. С. Гиллиам, С. М. Джонс. - Издательство Кембриджского университета, 2006. – 302 с.
Калимбетова, В. И. Организация досуговой деятельности в группе продленного дня / В. И. Калимбетова // Образовательный портал Prodlenka: электронный журнал. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/488600-statja. – (дата обращения: 12.02.2024).
Кобзарь, Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 2020.
Коджаспирова, Г. М.Педагогика: учебник для СПО. / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 719 с.
Лобачева, М. О. Организация работы группы продленного дня (ГПД)/ М. О. Лобачева // ИНФОУРОК: электронный журнал. – URL: https://infourok.ru/statya-organizaciya-raboty-gruppy-prodlennogo-dnya-gpd-5696838.html – (дата обращения: 23.02.2024).
Нечаев, М. П.. Планирование воспитательной деятельности образовательной организации на основе технологической карты организации жизнедеятельности общешкольного коллектива/ М.П. Нечаев // Педагогическое искусство: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-vospitatelnoy-deyatelnosti-obrazovatelnoy-organizatsii-na-osnove-tehnologicheskoy-karty-organizatsii/viewer – (дата обращения: 18.02.2024).
Огородников, А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 2019.
Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня школы. - Биробиджа, 2011. - 20 с.
Панфилова, Е. Ю. Организация режима дня в группе продленного дня/ Е. Ю. Панфилова // Образовательная социальная сеть Nsportal: электронный журнал. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/06/organizatsiya-rezhima-dnya-v-gruppe-prodlennogo. – (дата обращения: 22.02.2024).
Платонова, М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М. А. Платонова // Начальная школа. - 2018. - №11. – С.59-63.
Садовничая, 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 2018.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. В. Сухомлинский. – Кишинёв : Лумина, 1978. – 288 с.
Чаус М. А. Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя группы продленного дня/ М. А. Чаус // ИНФОУРОК: электронный журнал. – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologij-v-rabote-vospitatelya-gruppy-prodlennogo-dnya-5425742.html. –(дата обращения: 28.02.2024).
Приложение 1
Конспект занятия по организации и проведению самоподготовки
в группе продлённого дня
ЦЕЛЬ: привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;
Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.
Развивающие:
Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
Воспитательные:
Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности.
I. Этапы при организации выполнения домашнего задания:
1.Организация начала самоподготовки;
2.Подготовка к самостоятельной работе;
3.Самостоятельная работа.
II. Организация работы учащиеся первых классов:
-рисование;
-раскрашивание;
Памятка на самоподготовку:
Общие указания
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
Посмотри в дневнике домашнее задание.
Держи правильную осанку — спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
Если что-то не получается, переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 –2 часа.
Выполняй задание четко, аккуратно.
Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам: несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми и разожми пальцы.
Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку: встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.
Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.
Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Осталось время — тихо займись своими делами, не мешая другим.
Рекомендации к решению задач:
Прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай.
Повтори условие задачи и ее вопросы.
Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.
Подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.
Подумай, по какому плану будешь решать задачу.
Проверь ход решения, ответ
Рекомендации к списыванию текста:
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Прочитай предложение так, как оно написано орфографически.
Повтори предложение, не глядя в текст, орфографически.
Пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически.
Проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения.
Громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно.
Через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
Через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
План самоподготовки:
1. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
- Ребята, настало время приступить к выполнению домашнего задания. Я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У кого на парте полный порядок и лежит все необходимое для работы, тот может сесть.
2. Постановка задач.
- Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили на уроках в первой половине дня и подготовиться к следующему рабочему дню так, чтобы завтра на уроках чувствовать себя спокойно, уверенно и достичь новых успехов в овладении знаниями.
Но сначала у нас будет речевая разминка Скороговорки
От топота копыт пыль по полю летит:
едет баба из города, везет вестей в три короба;
3. Инструктаж.
Посмотрите в дневники, сколько необходимо выполнить заданий по математике?
- Откройте нужную страницу, рассмотрите задание.
- Как оформите в тетради?
- Что надо знать, чтобы безошибочно решить примеры? Задачу?
- Ребята, есть ли вопросы по поводу выполнения домашнего задания по математике?
- Если при выполнении заданий по математике возникнут проблемы, вы можете воспользоваться моей помощью.
4. Самоподготовка.
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
Самостоятельно открываете дневники, посмотрите какое упражнение по русскому языку задано на дом. У кого возникнут трудности, прочитайте памятку.
5. Выполнение домашнего задания.
6. Контроль со стороны воспитателя.
7. Индивидуальная работа с учащимися.( слабый ученик, после болезни)
8. Проверка работы воспитателем.
9.Подведение итогов самоподготовки. Проведение рефлексии.
(Памятка Оцени свою работу)
1.Быстро?
2.Аккуратно?
3.Цифры и буквы красивые?
4.Старался?
5.Без ошибок?
6.Доволен работой?
7.Отметка. (балл)
Общая оценка работы группы.
Похвала, поддержка слабого ученика.
Приложение 2
Полёт на самолёте
Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свою фотографию на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.
Например: выполнил без ошибок задание по одному предмету – летишь на красном самолётике,
выполнил два письменных задания без ошибок – летишь на золотом самолётике.
Таким детям все ребята группы продлённого дня выражают своё одобрение дружными аплодисментами.
Если задание по одному предмету выполнено без ошибок, а в задании по другому предмету – есть ошибки или недочёты, то летишь на самолётике фиолетового цвета.
На синем самолётике летят дети, выполнившее одно или два письменных задания с ошибками.
Задача воспитателя – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.
У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. (Такой приём, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе.) Вместо этого предлагаю ребятам выбрать занятие по своему вкусу: чтение, рисование, настольные игры.
Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является
подведение итогов.
Анализируя полёт детей на самолётиках, проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.
ПАМЯТКА Как сделать домашнюю работу
1.Найди в учебнике нужную страницу.
2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.
3. Повтори правило, приведи свои примеры.
4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.
5. Посмотри упражнение, заданное на дом.
6. Устно выполни его.
7.Запиши число, слова Домашняя работа.
8. Пропиши образцы. Старайся!
9. Выполни упражнение.
10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?
11. Выполни задания.
12. Повтори правило.
14. Теперь ты готов! Умница!
32